Четверг, 10.07.2025, 07:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Английский - ВСЕМ!

Категории раздела
Классификация методов [5]
Коммуникативный метод [6]
Эмоционально-смысловой метод [3]
Фундаментальный метод [1]
Визуальные методы [2]
Сознательно-практический метод [3]
Грамматико-переводной метод [11]
Лексико-переводной [5]
Интенсивные методы [12]
Структурный метод [3]
Натуральный метод [6]
ПРЯМОЙ МЕТОД [4]
Метод погружения [10]
Метод гувернантки [8]
Психологические методы [10]
Правополушарные методы [6]
Лингвосоциокультурный метод [4]
Мнемонические методы [7]
Эксплицитные [1]
Имплицитные [1]
Дифференцированные методы [2]
Методы словарных минимумов [13]
Аналитико-имитативный метод [3]
Дедуктивный метод [2]
Исследовательский метод [4]
Личностно-ориентированный метод [2]
Сексуальный метод [7]
Суггестопедия. [1] 25 кадр [1]
Метод Оксфордского Университета [0]
Метод Кембридского Университета [0]
25 кадр [8]
Индуктивный метод [2]
Матричный метод [4]
Сознательно-сопоставительный метод [2]
Метод учебных проектов [5]
Метод Effortless English [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методы изучения языков » Структурный метод

Структурная лингвистика
Совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы (см. Оппозиция в лингвистике), упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определённых уровней (см. Уровни языка, Система языковая). Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы (См. Морфема), фонемы (См. Фонема)) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимических преобразований единицы языка. В зависимости от уровня анализа правила реализации формулируются как правила позиционного распределения конкретных вариантов единицы, например принцип дополнительной дистрибуции в фонологии (См. Фонология) и морфологии (См. Морфология) (см. Дистрибутивный анализ, Дистрибуция), или как трансформационные правила в синтаксисе (при трансформационном анализе), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству её реализаций (поверхностное представление). На базе С. л. развилась порождающая грамматика (см. Грамматика формальная), идеи структурного анализа языка во многом определили постановку и решение задач, связанных с машинным переводом (См. Машинный перевод). Сочетание С. л, с типологией привело к возникновению структурной типологии, исследующей общие закономерности строения отдельных фрагментов языковой системы и языка в целом (см. Типология лингвистическая, Универсалии лингвистические). С. л. открыла дорогу для широкого проникновения в языкознание математических методов исследования (см. Математическая лингвистика).
         С. л. первоначально сложилась (20—30-е гг. 20 в.) как особое направление, отличное от господствовавшего в конце 19 в. младограмматического направления (см. Младограмматизм), с его исключительным вниманием к истории языковых элементов, и от традиционной описательной грамматики, с её нестрогим понятийным аппаратом и «предвзятостью» в описании языков любых структур посредством понятий грамматики латыни и европейских языков. С. л. рождалась из поисков более последовательной системы основных понятий языкознания и из стремления разработать столь же строгие методы синхронного (см. Синхрония) описания современных языков, каким был сравнительно-исторический метод для сравнительно-исторического языкознания (См. Сравнительно-историческое языкознание). Первая попытка строгого описания языка была предпринята ещё древнеиндийским учёным Панини, в средние века это нашло выражение в построении всеобщей рациональной грамматики (Пор-Рояля грамматика) и в философско-лингвистических опытах Р. Декарта и Г. В. Лейбница. На возникновение С. л. значительное влияние оказали труды И. А. Бодуэна де Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ), Ф. Ф. Фортунатова, Э. Сепира, Л. Блумфилда и особенно Ф. де Соссюра, деятельность Московского лингвистического кружка, созданного в 1915. В 20—40-е гг. сложились школы С. л., сыгравшие существенную роль в разработке концепций и методов С. л.: пражская (см. Пражский лингвистический кружок), копенгагенская (см. Глоссематика), американская (см. Дескриптивная лингвистика). Эти школы, однако, не исчерпывают всего разнообразия концепций, разработанных в рамках С. л. Некоторые учёные (А. Мартине, Э. Бенвенист, А. В. де Гроот, Е. Курилович, А. Соммерфельт и др.), не принадлежа к какой-либо школе, внесли важный вклад в развитие теории С. л. Идеи структурного подхода к описанию языка раньше всего были разработаны в виде законченной теории на материале фонологии (работы Н. С. Трубецкого, Р. Якобсона, Е. Д. Поливанова, чешских членов Пражского лингвистического кружка).
         Первый этап в развитии С. л. (примерно до 50-х гг.) характеризовался повышенным, а в некоторых случаях — исключительным вниманием к формальному описанию языка, игнорированием его содержательной стороны, представлением о языковой системе как системе математически точной и правильной, за что С. л. подвергалась критике со стороны не только её противников, но и приверженцев (о философских основах концепций С. л. см. Структурализм). С 50-х гг. в рамках С. л. интенсивно развиваются исследования языкового значения, разрабатываются структурные методы описания смысла (компонентный анализ, порождающая семантика, интерпретативная семантика). Понятия и методы С. л. используются в сравнительно-исторических исследованиях (например, работы Якобсона, Мартине, X. Хёнигсвальда и П. Кипарского по диахронической фонологии). В 70-е гг. С. л., по-видимому, перестаёт существовать как обособленное направление; разработанные С. л. методы исследования наряду с другими применяются и в др. лингвистических дисциплинах (психолингвистике (См. Психолингвистика), социолингвистике (См. Социолингвистика) и др.). С. л. повлияла на развитие структурных методов исследования в др. гуманитарных науках — литературоведении, антропологии, этнологии, социологии.


Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/136580/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F
Категория: Структурный метод | Добавил: deni (19.05.2012)
Просмотров: 1843 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: