Совокупность
воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит
понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко
выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и
стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка.
Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре
языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений)
между элементами языковой системы (см. Оппозиция в лингвистике),
упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах
определённых уровней (см. Уровни языка, Система языковая). Структурное
описание языка предполагает такой анализ реального текста, который
позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений,
морфемы (См. Морфема), фонемы (См. Фонема)) и соотнести их с конкретными
речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила
определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с
точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор
допустимых синонимических преобразований единицы языка. В зависимости от
уровня анализа правила реализации формулируются как правила
позиционного распределения конкретных вариантов единицы, например
принцип дополнительной дистрибуции в фонологии (См. Фонология) и
морфологии (См. Морфология) (см. Дистрибутивный анализ, Дистрибуция),
или как трансформационные правила в синтаксисе (при трансформационном
анализе), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры
предложения к множеству её реализаций (поверхностное представление). На
базе С. л. развилась порождающая грамматика (см. Грамматика формальная),
идеи структурного анализа языка во многом определили постановку и
решение задач, связанных с машинным переводом (См. Машинный перевод).
Сочетание С. л, с типологией привело к возникновению структурной
типологии, исследующей общие закономерности строения отдельных
фрагментов языковой системы и языка в целом (см. Типология
лингвистическая, Универсалии лингвистические). С. л. открыла дорогу для
широкого проникновения в языкознание математических методов исследования
(см. Математическая лингвистика). С. л. первоначально
сложилась (20—30-е гг. 20 в.) как особое направление, отличное от
господствовавшего в конце 19 в. младограмматического направления (см.
Младограмматизм), с его исключительным вниманием к истории языковых
элементов, и от традиционной описательной грамматики, с её нестрогим
понятийным аппаратом и «предвзятостью» в описании языков любых структур
посредством понятий грамматики латыни и европейских языков. С. л.
рождалась из поисков более последовательной системы основных понятий
языкознания и из стремления разработать столь же строгие методы
синхронного (см. Синхрония) описания современных языков, каким был
сравнительно-исторический метод для сравнительно-исторического
языкознания (См. Сравнительно-историческое языкознание). Первая попытка
строгого описания языка была предпринята ещё древнеиндийским учёным
Панини, в средние века это нашло выражение в построении всеобщей
рациональной грамматики (Пор-Рояля грамматика) и в
философско-лингвистических опытах Р. Декарта и Г. В. Лейбница. На
возникновение С. л. значительное влияние оказали труды И. А. Бодуэна де
Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ), Ф. Ф. Фортунатова, Э. Сепира, Л.
Блумфилда и особенно Ф. де Соссюра, деятельность Московского
лингвистического кружка, созданного в 1915. В 20—40-е гг. сложились
школы С. л., сыгравшие существенную роль в разработке концепций и
методов С. л.: пражская (см. Пражский лингвистический кружок),
копенгагенская (см. Глоссематика), американская (см. Дескриптивная
лингвистика). Эти школы, однако, не исчерпывают всего разнообразия
концепций, разработанных в рамках С. л. Некоторые учёные (А. Мартине, Э.
Бенвенист, А. В. де Гроот, Е. Курилович, А. Соммерфельт и др.), не
принадлежа к какой-либо школе, внесли важный вклад в развитие теории С.
л. Идеи структурного подхода к описанию языка раньше всего были
разработаны в виде законченной теории на материале фонологии (работы Н.
С. Трубецкого, Р. Якобсона, Е. Д. Поливанова, чешских членов Пражского
лингвистического кружка). Первый этап в развитии С. л.
(примерно до 50-х гг.) характеризовался повышенным, а в некоторых
случаях — исключительным вниманием к формальному описанию языка,
игнорированием его содержательной стороны, представлением о языковой
системе как системе математически точной и правильной, за что С. л.
подвергалась критике со стороны не только её противников, но и
приверженцев (о философских основах концепций С. л. см. Структурализм). С
50-х гг. в рамках С. л. интенсивно развиваются исследования языкового
значения, разрабатываются структурные методы описания смысла
(компонентный анализ, порождающая семантика, интерпретативная
семантика). Понятия и методы С. л. используются в
сравнительно-исторических исследованиях (например, работы Якобсона,
Мартине, X. Хёнигсвальда и П. Кипарского по диахронической фонологии). В
70-е гг. С. л., по-видимому, перестаёт существовать как обособленное
направление; разработанные С. л. методы исследования наряду с другими
применяются и в др. лингвистических дисциплинах (психолингвистике (См.
Психолингвистика), социолингвистике (См. Социолингвистика) и др.). С. л.
повлияла на развитие структурных методов исследования в др.
гуманитарных науках — литературоведении, антропологии, этнологии,
социологии.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/136580/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F |