Психологи в своей практике условно разделяют людей на три категории по типу доминирующего канала восприятия информации: аудиал, визуал и кинестетик. Это делается для того, чтобы наиболее эффективным образом воздействовать на человека. Аудиал лучше воспримет информацию через слух, визуал – через зрение, а кинестетик – почувствует ее.
Зная свой доминирующий канал восприятия, можно таким образом скорректировать процесс самообучения иностранным языкам, чтобы восприятие и усваивание информации было высокоэффективным.
Один из императивов современного делового человека – владение
иностранными языками. Обычный способ изучения языков, с которым мы
познакомились в школе и ВУЗе громоздок и малоэффективен. Как правило, он
сводится к заучиванию правил и отдельных слов. Читать с постоянным
внутренним переводом и с трудом поговорить на бытовые темы он еще
позволяет, но дать возможность почувствовать себя своим в чужой языковой
среде при таком подходе для большинства практически невозможно.
В основу метода положено понимание того,
что говорение – есть навык, т.е. условный рефлекс, переводящий
мыслительные логические формы в двигательный рефлекторный процесс
напряжения и расслабления мышц органов, участвующих в речеобразования. В
целом любая речь представляет собой строгую логическую систему,
состоящую из семантических понятий, слов–связок и структуры формирования
суждений.
В нормальных же условиях бессознательное так и остается бессознательным. Поэтому
все утверждения рекламы о том, что освобожденная от "фрейдовской
цензуры" память "начинает творить чудеса, перерабатывая и навечно
запечатлевая огромные массивы информации", являются правдой лишь отчасти. Так, реклама утверждает, что "за
один-два часа испытуемый усваивал на уровне узнавания более 60%
предъявляемых слов". Ключевые слова здесь: "на уровне узнавания". Они
означают, что, когда человеку предъявят эти же слова, он их "узнает",
то есть скажет: "Да-да, я их где-то видел", но вряд ли сможет сказать,
ЧТО они означают...
В этом выпуске рассылки приводится иллюстрация использования
электронного словаря Lingvo 8.0 (9.0) для запоминания новых слов и фраз.
Способ этот подходит тем, кто уже прошел начальный курс обучения
английскому языку и знает хотя бы тысячу слов.
Обычно словари используются как средства, помогающие переводить
тексты. Но электронный словарь можно использовать и для расширения
своего словарного запаса, для пополнения памяти новыми фразами.
Развитие идеи дифференциальной педагогики требует следующего:
Выявление студентов со склонностью к разным способам усвоения языка. Предложение им разных - для каждого типа учащегося своих - заданий. Воздействие на все каналы восприятия и переработки информации. Расширение способов решения студентами учебных задач (как писали раньше, с учетом зоны их ближайшего развития). Преподаватель
должен понимать, что возможно расхождение между языковой личностью
студента и языковой личностью преподавателя. И он должен уметь сгладить
возможный конфликт за счет гибкого применения и изменения тактик
обучения
Поэтому правильнее было бы считать нейро-лингвистическое программирование не теорией, способной объяснить всю коммуникацию, а некоторым набором техник, которые можно применить в отношении речевого общения. Если теория популярна, то значит, она обладает определенной объяснительной силой. Это, в свою очередь, требует от ученых разобраться во взглядах сторонников нейро-лингвистического программирования и понять, каковы там позитивные моменты. Отдельно стоит задача выяснить возможности применения позитивных моментов к практике обучения иностранным языкам, особенно в эпоху интернационализации.
В обычной методике тоже используется метод погружения, но это погружение в искусственную языковую среду. Чтобы создать ее, преподаватель должен обладать определенным мастерством. Кто-то, возможно, помнит телеуроки уникального лингвиста известного преподавателя Китайгородской - она профессионализм в своем деле сочетала с талантом актрисы, увлекая за собой целые залы. И добивалась потрясающих результатов.
Описание психологических школ, определивших развитие методики обучения
иностранным языкам было бы неполным без психолингвистической модели
Стивена Крэшена (Stephen Krashen), необычайно популярной в последние два
десятилетия в США. Она состоит из пяти гипотез, появившихся в
1977,1981, 1982, 1985 годах.
методики, построенные с учетом психологии и использования языковых
средств воздействия. В этом направлении уже давно и успешно работают
зарубежные ученые и создан ряд методов преподавания иностранного языка
на основе использования психологии: Метод «общины» или метод «советника»
(community language learning (CLL)/Counselling learning), метод
«тихого» обучения (the silent way), метод опоры на физические действия
(total physical response), суггестопедический метод или метод Лозанова.