СОЗНАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (СПМО). Ведущий метод обучения
иностранным языкам в условиях вузовского обучения (название было
предложено в 60-е гг. известным советским психологом и методистом Б. В.
Беляевым, который дал обоснование метода с психологической точки
зрения). Этот метод является сознательным, так как в процессе занятий
предполагается осознание учащимися языковых форм, необходимых для
общения, но в то же время метод является практическим, ибо решающим
фактором обучения признается иноязычно-речевая практика. Лингвистическая
концепция метода базируется на идеях Л. В. Щербы (1974). В этой связи
выделяются три цели обучения (практическая, общеобразовательная,
воспитательная), три объекта обучения (язык, речь, речевая
деятельность), утверждается направленность занятий на овладение
средствами и деятельностью общения, приоритет принципов сознательности и
практической направленности обучения, важность учета родного языка
учащихся в процессе овладения иностранным языком. Большое значение для
разработки лингвистической концепции метода имели суждения Л. В. Щербы
об активной и пассивной грамматике, о важности сопоставительного
изучения языков для более глубокого проникновения не только в изучаемый,
но и в родной язык, об общеобразовательном значении иностранного языка,
о целесообразности выделения словарных (знаменательных) и строевых
элементов языка и о преимущественной значимости строевых слов при
практическом владении языком. В свете лингвометодических взглядов Л. В.
Щербы, получивших дальнейшее развитие и конкретизацию с позиции
достижений современной лингвистики (напр., Рожкова, 1983),
лингвистические основы занятий по СПМО формулируются следующим образом:
1) учитываются особенности родного языка учащихся, что способствует, с
одной стороны, преодолению отрицательного воздействия (интерференции)
родного языка при изучении иностранного и использованию положительного
переноса из родного языка на изучаемый – с другой; 2) обучение
проводится на синтаксической основе с выделением предложения как
минимальной речевой единицы (единицы общения); 3) осуществляется
практический подход к овладению грамматическими средствами языка; 4)
средства общения изучаются в объеме, отвечающем целям и задачам обучения
и в этой связи проводится минимизация таких средств; 5) обеспечивается
концентризм в подаче и расположении лексико-грамматического материала;
б) принцип функциональности рассматривается в качестве ведущего при
организации и подаче учебного материала; 7) основу занятий по грамматике
составляют модели предложений, группируемые в соответствии со
структурно-семантическим подходом. Психологическое обоснование концепции
СПМО было предложено с позиции теории деятельности (Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев), трактующей деятельность как систему, для которой
характерно наличие мотивированности, целеустремленности и иерархичности
строения. С позиции теории деятельности углубленную разработку получил
основной объект обучения на занятиях по языку – речевая деятельность (И.
А. Зимняя, А. А. Леонтьев) и путь обучения, считающийся оптимальным для
занятий по СПМО – «путь сверху» (путь сознательного усвоения речевых
операций с последующей их автоматизацией). Значительное влияние на
психологическое обоснование метода оказала также теория поэтапного
формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). С позиции названной
теории предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение
которых обеспечивает практическое овладение языком (Вертоградская,
1976). Основными методическими положениями СПМО считаются следующие: 1)
параллельное овладение видами речевой деятельности; 2) организация
обучения в последовательности – от приобретения знаний к речевым навыкам
и умениям; 3) осознание языковых фактов по мере их усвоения и способов
их применения в речевом общении; 4) разграничение учебного материала на
активный и пассивный и его дифференцированное усвоение в результате
выполнения специальных упражнений (языковых, речевых); 5) учет родного
языка учащихся. Концепция метода реализована в большом числе учебников,
условно подразделяемых на грамматические, грамматико-речевые и речевые.
СПМО сохраняет позиции ведущего метода при установке на практическое
овладение языком через осознание его структуры. Его следует считать
оптимальным методом обучения на занятиях со студентами-филологами, для
которых иностранный язык является не только средством общения, но и
средством профессиональной деятельности.
Источник: http://dic.gramota.ru/search.php?az=x&word=сознательнопрактическийметодобучения |