Когда
я учился в школе, детей учили так: «Говорите сразу правильно. Начнёте
говорить, коверкая слова — и всё, так и останется». А иностранный язык
такое дело — чтобы говорить без ошибок, нужно сначала им овладеть в
совершенстве. А чтобы овладеть в совершенстве, нужно сначала какое-то
время поговорить. С ошибками. Замкнутый круг. И дети в этот круг
попадали. Поэтому большинство детей, которые учились в советский школах,
ни разу не умеют говорить по-английски. Тексты с горем пополам
перевести могут. А вот сказать несколько фраз — уже нет.
Почему людям так сложно приобрести какой-либо навык? Потому что
традиционное обучение направлено на получение знаний, и не делает
практически ничего для формирования навыков. Как же успешно и с
минимальными усилиями приобрести любой навык?
Автор: Нил Рекхэм
(Neil Rackham), доктор психологии, основатель исследовательской группы
Huthwaite Inc., консультирующей ряд ведущих американских компаний,
включая Honeywell, Kodak и Motorola. Материал публикуется в сокращенном
переводе с английского.
Можно представить себе, что вы уже когда-то знали английский язык,
а потом… «шел, упал, очнулся – гипс», и забыли… А теперь просто
восстанавливаете память после временной амнезии. При этом вы можете
конкретно проработать этот образ – «вспомнить», кем вы были в той,
забытой жизни, чем занимались, где жили, о чем тужили, что имели и что
теряли, кого любили и обожали, кого ненавидели, от кого страдали, все
свои радости и печали.
В результате последних достижений в области лингвистики и развития
таких ее отраслей, как когнитология и когнитивная семантика,
исследователи получили возможность использовать принципиально новые
методы для формирования лексических и грамматических навыков учащихся.
В их основе лежит использование ресурсов подсознания человека,
содержащих глубинные концептуальные представления о каждом из фрагментов
окружающей действительности. Подобные представления могут выступать в
форме своего рода ментальных картин, раскрытие которых позволит учителю
закрепить в сознании учащегося основные закономерности лексической
сочетаемости, а также использования грамматических правил.
«Кода мы что-то произносим, - говорится в статье, - мы выбираем в
среднем три слова в секунду из запаса ёмкостью, по меньшей мере, в 40
тысяч слов, мы одновременно воспроизводим 5 слогов и дюжину фонем, в
произнесении которых участвуют до 100 различных мускулов». И это не все.
В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science
в конце 2004 года Зенци Гриффином из Технологического института
Джорджии, говорится о том, что когда человек ошибается, неправильно
называя находящийся в поле его зрения объект, то ошибка, чаще всего,
совершается на лингвистическом или фонетическом уровне, более
поверхностном по отношению к уровню, о котором размышлял Фрейд.
Уровень способностей к языкам, к иностранной речи и методику обучения определяет не социотип, а уровень сознания и желание (необходимость) обучиться языку и цели - какого уровня Вы хотите достичь во владении иностранным языком. Если Вам нужно просто научиться читать и переводить со словарем и составлять несложные тексты, то для этого не обязательно говорить. Или же Вы хотите свободно болтать на какие-то бытовые темы, что не требует очень большого словарного запаса - это уже другая методика. Или же Вы хотите обучиться устному или синхронному переводу, или Вы хотите вообще свободно общаться практически на любые темы.
Применение типологии личности в преподавании могло бы улучшить усвоение
учебного материала. Специфика лингвистических вузов и факультетов
состоит в том, что преподавание там, как правило, ведётся в малых
группах, что увеличивает вероятность эффективного применения типологии
личности для диагностики психологических типов обучаемых, формирования
таких малых групп с целью установления эффективного контакта между
преподавателем и студентами.
Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут быстрее овладеть иностранным языком: Необходим положительный настрой, то есть заниматься следует начинать в позитивном состоянии. Фокус внимания необходимо сместить с того, что не получается, на то, что получается лучше или хорошо. Обязательно хвалите себя за все успехи.
Почему люди не думают о том, как лучше учиться? Я думаю, что причина
одна: большинство считает, что это и без того очень сложно, так как
предстоит так много запомнить. Они так думают, поскольку ничего не знают
о системах запоминания. Ассоциации образов и связи разных систем
облегчают изучение любого предмета. Помимо систем запоминания,
существует несколько базовых принципов, которые помогают человеку
постичь искусство учиться.