Пятница, 03.05.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Английский - ВСЕМ!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Науки » Педагогика

Использование эмоционально-образной памяти
1. Использование эмоционально-образной памяти

Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоми­нанию» ничего не знача­щего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память малыша включится и заработает.

Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. К этому мы еще вернемся, когда будем рассматривать приемы параллельного повторения. А пока сосредоточимся на том, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загад­ке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного.

При этом чем неожиданней, комичней, аб­сурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциа­тивные «ниточки», которые протягиваются от образа к об­разу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Иногда удается составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.

Еще один прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») или аллитерации («Га-га-га!» — она гогочет"). Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

При использовании ассонанса или аллитерации концентрация нужного звука возникает в одном или в нескольких ограниченных участках информационного блока . Можно, однако, поступить иначе — подобрать слова так, чтобы определенный звук встречался в данном тексте в среднем чаще, чем обычно, причем он может быть распределен по всему тексту практически равномерно . Исследования показывают, что наше подсознание чутко откликается на такое статистическое отклонение от нормы, хотя сознательно мы его обычно не замечаем (см., например, книгу А. П. Журавлева «Звук и смысл»).

Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия (как вы понимаете, наличие нужной буквы не всегда совпадает с наличием нужного нам звука).

Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.

В стихотворении «Ната в комнате» (с.24) главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».

Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А» попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».

Однако здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи -разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов. Это тоже имеет отношение к параллельному повторению, речь о котором впереди.

Другой прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». (стихотворение «А лопата лопнула!», с.29).

Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!

Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».

Для запоминания слова «маляр» («Маленький маляр», с.30) одновременно с сюжетом и «приемными родственниками» работает ассонанс: краской, красил, шар, маленький, маляр, мал, упал, попал, рука, застряла, мало. Большинство перечисленных слов повторяются в тексте не один раз.

Как-то краской красил шар
Очень маленький маляр.
Был маляр росточком мал,
Со стремянки он упал.

Со стремянки вниз упал,
В букву «А» рукой попал.
В букве «А» рука застряла,
А ему и горя мало:

«Ну и что, что я упал?
Ну и что, что ростом мал?
А зато я красил шар,
Потому что я маляр!»

В некоторых случаях для одного словарного слова в книге приводится два варианта информационного блока: так, слово «картина» (с.22) обыграно сначала в шараде, а потом в стихотворении с «приемным родственником»; слово «овощи» (с.37) представлено в виде каламбура (овощи — "О" во щи), и в виде ребуса; слово «столица» (с.53) встречается в сюжетном стихотворении и в ребусе на основе числа 100. (Кстати, обратите внимание, что на основе ребусов с числами можно запомнить написание многих слов: 100ловая, про100, 40а и т.д.) Приведенные варианты позволяют детям как с образным («аудиалам», «визуалам»), так и с логическим типом мышления, выбрать себе подходящую «зацепку» для памяти.

Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!» (с.15). Собственно каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете и в рисунке.

Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.

Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!

Можно привести и другие примеры, но думаю, Вам будет интересно самим отыскать, какие из перечисленных выше приемов использованы в каждом конкретном информационном блоке.



Источник: http://www.metodika.ru/?id=82
Категория: Педагогика | Добавил: deni (29.05.2012)
Просмотров: 648 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: