Формирование глубинных структур родного языка обеспечивается механизмами
правого полушария, формирование глубинных структур второго языка,
выученного школьным методом, - механизмами левого полушария.
Постсемантические процессы – трансформации глубинных структур в
поверхностные обеспечиваются, по всей видимости, левым полушарием.
Выучить английский язык - это значит приобрести практические навыки использования его в вашей жизни. Вы должны пользоваться языком, не замечая его самого, вы должны решать практические задачи с помощью языка, и он не должен вам мешать при этом. Вы должны уметь быстро и правильно сказать человеку то, что вам требуется по ситуации. Прочитать книгу, чтобы понимать смысл в процессе чтения, то есть так, как это у вас происходит при чтении данной статьи.
Мы с Вами выросли в Советском Союзе и любой из нас знает достаточное
количество людей, говорящих минимум на двух языках. Эти языки не
воспринимались нами как иностранные ( молдавский, якутский, корякский,
узбекский и тд), но сколько людей в Вашем окружении знали оба - русский и
свой родной?? Да и сейчас Вы встречаете таких людей каждый день. Если
Вы живете в Европе, Вы видите, что все рожденные здесь турки говорят на
языке страны (кто хуже, кто лучше, другой вопрос) и обязательно на своем
родном. По-моему, перед ними вообще не стоит вопрос "учить или нет".
Для них это само собой разумеется.
Что же представляет из себя проблема изучения иностранного языка? Что это за процесс? Как он происходит, какие структуры человека в нем участвуют и каким образом? Многим кажется, что всего лишь необходимо выучить некоторое количество слов с их переводом и знать грамматические правила объединения этих слов, и тогда он сможет и говорить, и читать, и писать. Но это не так. Существует своя иерархия в составляющих языка, и своя четко определенная последовательность методов, которые необходимо применять в обучении.
Видели ли вы в последнее время хороший учебник? Я – нет. Меня удручает
эта ситуация. Книги сейчас пишут специалисты, а не педагоги, а это не
очень хороший признак. Ведь давно известно, что хороший педагог может
сам не владеть предметом на профессиональном уровне, но он знает, как
его преподать так, чтобы вырастить профессионала. А профессионалы же, в
свою очередь, очень редко бывают хорошими педагогами, способными донести
до ученика/читателя мысль ясно, проиллюстрировать ее сочными
метафорами, снабдить упражнениями и заставить мыслить и применять
полученные знания на практике.
Из
этих рассылок вы сможете узнать ответы на свои "почему", пополнить свой
словарный запас или освежить в памяти слова, которые узнали раньше,
узнать новые значения старых слов или лучше понять их. Образцы
английских предложений помогут вам лучше понять, как можно выразить ту
или иную мысль, и в течение недели вы сможете самостоятельно
потренироваться.
Ответ есть. Он прост: эти усилия были направлены на решение не тех проблем. В основании неудач в образовании лежит простое обстоятельство, которое почти нигде не было замечено: учащихся никогда не учили тому, как учиться.
Учеников буквально бросают в школы и заставляют изучать основные предметы, не научив сперва, как нужно приступать к изучению этих предметов. По мере того как они становятся старше, они сталкиваются со всё более и более сложными учебными предметами, в то время как их всё ещё не научили тому, как учиться.
Автор пишет об изучении русского языка, но это можно отнести и к изучению иностранных языков в еще большей степени. Есть
и еще одна причина неудач в обучении языку - постоянное смещение цели
преподавания. По сути дела главным становится не обучение пользованию
инструментом общения, а изучение этого инструмента. Изучение инструмента
становится самоцелью, поглощающей главную цель. Для того чтобы такого
не происходило, необходимо четко зафиксировать главную цель, сверяя все
дальнейшие шаги с ней, каждый раз оценивая, не уводит ли нас то или иное
действие в сторону.
Ученики вынуждены тоже признать эту истину: не запоминается
материал с первого раза — приходится повторять; забывается материал на
следующий день или чуть позже — приходится повторять.
Но всем ученикам известна и другая древняя истина:
Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность
запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного
повторения. К этому мы еще вернемся, когда будем рассматривать приемы
параллельного повторения. А пока сосредоточимся на том, что для успешной
работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный
блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того,
улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную
память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам
мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.