Я тут порой посещею лекции. Иногда - интересные. Например, последняя
была про критические периоды в развитии мозгов. Для тех, кто никогда при
них не слыхал и вообще считает, что критическими бывают исключительно
дни и то только у женщин, объясню: есть вещи, которым можно научиться
практически в любом возрасте, но есть и такие, освоение которых
невозможно вне особых периодов в жизни. Приведу пример: стереозрение
(грубо - способность определять на глаз расстояние до объектов) может не
развиться полностью, если в определенный период в младенчестве ребенку
по какой-то причине приходится носить повязку на одном глазу, то есть он
не имеет опыта рассматривания предметов обоими глазами. Вы не
бойтесь, я подробно рассказывать про пластичность мозга не буду (и
особенно не буду про влияние гаммааминомасляной кислоты), потому что
всякая биохимия с физиологией интересна тут только нескольким
душевнобольным вроде меня. Просто перескажу пару вещей, которые сгодятся
и нормальным людям, особенно же (может быть) филологам.
1. Некто
Ким с сотоварищами исследовали активность зон мозга во время
использования родного языка и иностранного, причем у людей, которые
выучили иностранный в разных возрастах. Оказалось, что критический
период для изучения иностранного языка - 11 лет. У тех, кто начал учить
раньше 11, формируется общая единая языковая зона (то есть, им как бы
все равно, на каком языке они говорят), а у тех, кто позже - две разных
для своего языка и иностранного, активности в которых не пересекаются.
То есть, таким людям приходится "переключаться" с языка на язык. [Kim KH, Relkin NR, Lee KM, Hirsch J. Distinct cortical areas associated with native and second languages. Nature. 1997]
2.
Другие люди поставили занятный социальный эксперимент: американских
младенцев всего по 30 минут в день 12 дней пестовали няни китайского
происхождения, разговаривавшие с ними только по-китайски (в контрольной
группе няни были англоязычные). Оказалось, что критический возраст для
распознавания звуков человеческой речи 9-10 месяцев, и дети, прошедшие
тренинг китайцами, оказались способны различать "китайские" звуки. И вот
забавная деталь: эта способность развивается только в том случае, если в
эксперименте участвуют настоящие живые няни. А видео или аудиокурсы той
же продолжительности не дают результата. То есть, для освоения звуков
речи необходимы социальные контакты.
Источник: http://catta.livejournal.com/67538.html |