Способность к изучению иностранных языков связана с количеством белого вещества Возможно,
ученые нашли ответ на вопрос, почему одним людям изучение иностранных
языков дается легко, тогда как другие тратят на это многие годы.
Исследование, проведенное доктором Нарли Голестани и его коллегами из
Университетского колледжа в Лондоне, показывает, что у полиглотов мозг
менее симметричен, чем у обычных людей, и в определенной его части
содержится больше белого вещества.
В эксперименте, результаты которого опубликованы в журнале New
Scientist, принимали участие 65 французов в возрасте от 21 до 30 лет,
причем ни один из них не обладал глубоким знанием иностранных языков или
специальными лингвистическими навыками. Испытуемых просили различить
два похожих звука: французское «д» и «д», произнесенное на хинди.
Французское произношение этого звука подразумевает, что кончик языка
прижимается к передним зубам, тогда как индийцы произносят «д», поднимая
язык к небу. Звуки получаются крайне похожими, но все же не совсем
одинаковыми. По словам Голестани, это различие можно уловить в первые 40
миллисекунд.
Во время эксперимента фиксировалось время, которое требовалось
добровольцам, чтобы научиться распознавать звуки. У самых быстрых это
заняло не более 8 минут, однако многие продолжали гадать даже 20 минут
спустя. Одиннадцати наиболее чутким слушателям и десяти отстающим
сделали магнитно-резонансную интроскопию мозга. Ученые обнаружили, что у
самых одаренных в области мозга, которая называется извилиной Хешла и
отвечает за обработку звука, содержится в среднем на 70% больше белого
вещества, чем у рядовых участников эксперимента. Кроме того, у этих
«потенциальных полиглотов» наблюдалась заметная асимметрия теменных
долей головного мозга – левая была несколько больше правой.
Белое вещество вовлекается в обработку звуковой информации на
низком уровне – так называемой первичной коры мозга. Его волокна
участвуют в соединении разных отделов мозга между собой. «Значение
исследования состоит в том, что мы начинаем понимать, как форма и
структура мозга могут информировать нас о способностях людей или
каких-то отклонениях», – говорит Голестани. По ее словам, эксперимент
проясняет картину того, почему одни люди оказываются в данной области
успешнее других. В то же время Голестани отмечает, что в рамках этого
исследования речь идет только о способности человека воспринимать
звучание иностранных языков, и эти выводы нельзя распространить на
другие лингвистические навыки - например, усвоение грамматики.
Теперь ученым предстоит провести новые исследования, которые должны
объяснить природу различия мозга у людей, и в частности ответить на
вопрос, определено ли оно генетически или является результатом
приобретенного опыта. Команда Голестани уже приступила к эксперименту с
участием специалистов по фонетике, чтобы выяснить, нет ли связи между
структурой их мозга и количеством времени, затраченным ими на обучение
своему ремеслу.
Источник: http://gzt.ru/science/2006/04/10/213758.html |