Методика обучения иноязычной лексики издавна привлекала внимание учителей и методистов, и к этому имеются веские причины: 1. огромная роль, которую играет знание словаря в развитии речевых умений учащихся 2. трудоемкость процесса овладения словарем 3.
сложность самой проблемы, т.к. лексический состав языка представляет
собой весьма разнообразную и пеструю картину, а лексические единицы –
разноплановые и многомерные явления, существенные свойства и особенности
усвоения которых, трудно выявить и обратить на пользу методики
обучения. Лексика в системе языковых средств является важнейшим
компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и
письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного
языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле
зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добиться полного
освоения школьниками программного лексического минимума и прочного
закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах
обучения. Задача практического овладения иностранным языком требует
поиска путей совершенствования как методики обучения речевым умениям,
так и большого внимания к организации языкового материала. В
методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с
работой над лексикой. Однако, существуют ряд проблем в формировании
лексических навыков, необходимых для говорения. В высказываниях учащихся
не наблюдается должного варьирования лексики, и поэтому их речь в
языковом отношении бывает очень часто бедна. При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа: 1) Ознакомление 2) Первичное закрепление 3) Развитие умение использования навыков в различных видах речевой деятельности. Первые два этапа часто объединяют в один – презентация лексики. Этап
презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и
целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над
лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ
презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний
учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к
активному и пассивному минимуму. Многообразие различных приемов
семантизации и первичного закрепления позволяет выбрать прием,
соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и
варьировать их от урока к уроку. Цель данной работы – на основе
анализа литературы отечественных и зарубежных авторов сформулировать
основные приемы презентации лексики на уроках английского языка;
отобрать возможные варианты введения лексики и на основе предложенных
образцов создать собственные упражнения. В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи: • Определить основные этапы презентации и их особенности • Определить основные способы семантизации и особенности их применения • Рассмотреть возможные способы формирования навыков самостоятельной семантизации • Рассмотреть возможные способы применения наглядности при введении и первичном закреплении лексики. Часть
используемых в качестве примеров упражнении была разработана и
применена при презентации лексики в пятом и одиннадцатом классах
гимназии №1 в ходе практики на четвертом и пятом курсах.
Источник: http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=4450&story=3536 |