О русском языке в школе Речь пойдет именно о предмете "русский язык" и о грамотности. Скажите, пожалуйста, вы в школе орфограммы учили? А чем вообще занимались на уроках русского языка? Лично
я на них до жути скучала. Я не могла врубиться в главное: зачем вообще
все это. Зачем все эти орфограммы и прочие правила из учебника? Когда я и
так знала, как правильно написать упражнение? Именно. ЛЮБОЕ
упражнение из учебника по русскому. Причем я не только знала, что там
написать, но и точно знала, что именно так будет правильно и по-другому
невозможно. Единственная орфограмма, которую я когда-либо выучивала -
это самая первая, про безударные гласные. Поскольку она была первой,
она и запомнилась - как образец маразма: зачем я буду делать отдельное
сознательное усилие, тратить время и силы для того, чтобы проверять
безударную "о" в слове "корова", когда я ЗНАЮ, что пишется "корова"? В
общем, уроки русского языка представляли собой для меня сплошной сон и
тоску с перерывами на выполнение упражнений. По русскому, естественно,
всегда была пятерка, которую я получала не приходя в сознание. И так по
шесть уроков в неделю. В сознание пришлось придти в восьмом классе.
Когда пошла неоднозначная пунктуация. В более-менее простых случаях еще
спасало "я знаю, что здесь запятая", но когда предлагались накрученные
предложения с тире, двоеточиями, точками с запятой и прочими изощрениями
- вот тут я осознала, что правила все-таки надо учить. Хотя бы по
пунктуации. Иначе никак не получается. Правда, потом в жизни мне это не понадобилось, и несколько выученных правил по пунктуации ушли в забвение. И уже став взрослым человеком, я осознала, что, собственно, творилось. До
школы и в начальных классах я очень много читала. У меня был жуткий
информационный голод. "Мама, а это что за буква?" - дергала я за платье
маму, всегда очень занятую, держа в руке газету "Правда". "Р" - отвечала
мама, чтобы отвязаться: надо же приготовить ребенку еду! Пусть тихо
возится в уголке, хоть с газетой, хоть с чем, лишь бы не мешала. Но
когда во время прогулок по улице Кирова (ныне Мясницкая, мы тогда там
жили) этот самый ребенок в нежном возрасте двух с половиной лет начал
читать светящиеся вывески "Фарфор-хрусталь" - вот тут маме стало ясно,
что в этой истории что-то не так. Но было уже поздно, и эту самую "р",
как и "ф" и "о", у меня из головы было уже никак не достать. Ребенок
быстро осознал, что буквы - это отличный способ хоть немного заглушить
вечно гложущую скуку, и к трем годам уже читал вполне уверенно, а к
четырем - на уровне взрослого человека. Так вот. Я никогда не учила
правил правописания, но тем не менее писала грамотно, потому что к
поступлению в школу я уже просто-напросто ЗАПОМНИЛА, как пишется каждое
слово. Просто помнила его зрительный образ. Причем помнила достаточно
гибко, чтобы, скажем, добавление нового окончания не сбивало меня с
толку и не заставляло писать известный корень "как слышится". В результате на уроках русского я не училась ничему. Тот
же подход я потом применила в английском языке. Причем для английского
языка его сформулировала моя первая преподавательница: "Я просто
запоминаю слово по-немецки - "даугхтер" - и его английское произношение.
А правила чтения тут не при чем." Я очень обрадовалась такому подходу -
теперь понятно, почему: он совпадал с моим собственным подходом к
русскому языку. Правда, на английском языке я правила чтения все-таки
учила, но в английском все равно больше исключений, чем правил, так что
легче было просто-напросто учить слово сразу и в зрительном
(графическом) и в звуковом образе, и плевать, как там одно с другим
внутри себя соотносится. Да хоть никак. Иероглиф такой из букв. Понятное
дело, что правила русского правописания зачем-то разрабатывались, и их
зачем-то изучали аж по шесть уроков в неделю аж до восьмого класса
включительно. Наверно, кому-то они помогают - тем, у кого более другой
подход к правописанию. Ведь большинство людей, пишущих в том же
Интернете, вполне грамотны. Но я не понимаю до сих пор: неужели
существуют люди, более или менее взрослые, которые действительно
проверяют безударные гласные, чтобы правильно написать слово? Или
перебирают 4 глагола 2-го спряжения, в неопределенной форме
оканчивающихся на -ать? (Во, еще одно правило помню!) Просветите меня, пожалуйста: как вы добились вашей грамотности и что вы делали на уроках русского языка? И
еще: неужели сейчас русский язык (а не литература) преподается до
окончания школы??? И если да - что бедные дети на этих уроках делают?
Источник: http://irene-dragon.livejournal.com/214919.html?thread=1191815 |