НАТУРАЛЬНЫЙ (от лат. naturalis) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. Метод обучения,
получивший распространение с середины XIX в., представители которого (М.
Вольтер, М. Берлиц, Ф. Гуэн) полагали, что при обучении иностранному
языку необходимо воссоздать естественный путь овладения ребенком речью
на родном языке. Главная цель изучения языка по данному методу
заключалась в развитии у учащихся устной речи. Сторонники Н. м. о.
полагали, что владение устной речью обеспечивает умение читать и писать,
для чего требуется лишь овладение техникой чтения и письма. По этой
причине основное внимание уделялось методике начального этапа и обучению
устной речи в рамках этого этапа. Все усилия представителей Н. м. о.
были направлены на искусственное создание языковой среды, подобной той,
которая окружает ребенка при овладении им родной речью. Методические
положения сводились к следующим: 1) из преподавания исключался родной
язык, так как восприятие языковых явлений должно быть имманентным, т. е.
непосредственным, без обращения к переводу; 2) значение языковых
явлений раскрывалось с помощью различных средств наглядности, контекста
или толкования; 3) новый языковой материал вводился только устно,
закрепление материала проводилось путем подражания учителю с широким
использованием аналогии; 4) основной формой работы являлся диалог между
учителем и учащимися. Широко применялись различные игры, имитировавшие
реальные условия общения, а также путем комментирования действий,
выполняемых учащимися. Идеи Н. м. о. были популярны в 20–30-е гг. XX в.
при обучении иностранным языкам и реализовывались в рамках разговорных
вводных курсов. Интерес к Н. м. о. вновь возродился в послевоенные годы в
связи с появлением его модификаций – аудиовизуального и
аудиолингвального методов.
Источник: http://dic.gramota.ru/search.php?az=x&word=натуральныйметодобучения |