Воскресенье, 05.05.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Английский - ВСЕМ!

Категории раздела
Классификация методов [5]
Коммуникативный метод [6]
Эмоционально-смысловой метод [3]
Фундаментальный метод [1]
Визуальные методы [2]
Сознательно-практический метод [3]
Грамматико-переводной метод [11]
Лексико-переводной [5]
Интенсивные методы [12]
Структурный метод [3]
Натуральный метод [6]
ПРЯМОЙ МЕТОД [4]
Метод погружения [10]
Метод гувернантки [8]
Психологические методы [10]
Правополушарные методы [6]
Лингвосоциокультурный метод [4]
Мнемонические методы [7]
Эксплицитные [1]
Имплицитные [1]
Дифференцированные методы [2]
Методы словарных минимумов [13]
Аналитико-имитативный метод [3]
Дедуктивный метод [2]
Исследовательский метод [4]
Личностно-ориентированный метод [2]
Сексуальный метод [7]
Суггестопедия. [1] 25 кадр [1]
Метод Оксфордского Университета [0]
Метод Кембридского Университета [0]
25 кадр [8]
Индуктивный метод [2]
Матричный метод [4]
Сознательно-сопоставительный метод [2]
Метод учебных проектов [5]
Метод Effortless English [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Методы изучения языков » Личностно-ориентированный метод

Принципы Адаптивной Системы Обучения
Принципы обучения в АСО
Адаптивная система обучения (АСО), как всякая другая модель обучения прочно стоит на основополагающих принципах ее использования. Поскольку мы говорим об адаптации процесса обучения в условиях личностно-деятельностного подхода, мы не можем не говорить о таких фундаментальных личностных категориях как индивидуальность, личность, рефлексия. Поэтому в первую очередь в АСО должен быть использован принцип индивидуализации процесса обучения в целом, как в общетеоретическом смысле, так и в практическом, при организации процесса обучения и учения на уроках иностранного языка. Суть самой адаптации к процессу обучения не может исходить из других позиций, поскольку тогда это будет противоречить самому понятию адаптации личности к учебному процессу, формированию у каждой личности коммуникативной компетенции в собственном ее (личности) темпе, учитывая ее способности, а так же ее уровень знаний, умений и навыков по иностранному языку. В связи с уже сказанным, появляется необходимость говорить о принципе ориентации на личность обучающегося. Именно поэтому принцип учета личностных характеристик у нас стоит по важности на втором месте. В процессе обучения в условиях адаптивной системы обучения очень важно, чтобы каждая личность, продвигаясь к конечной цели своего обучения постоянно ощущала и осознавала как проходит процесс обучения и все ли резервы личности и потенциал самого обучающегося используются. Принцип успеха в процессе изучения ИЯ – вот наиважнейший принцип и условие для постоянного поддержания интереса к изучению предмета. Тем более это важно при обучении иностранному языку в условиях АСО, когда потеря мотива из-за неуспеха вредит процессу обучения в целом. Однако, необходимо отметить, что сама модель АСО при правильном ее использовании всегда гарантирует успешное формирование коммуникативной компетенции, так как плотность работы просто делает невозможным отсутствие успеха. Таким образом, мы можем сказать, что сама АСО – это гарантия соблюдения принципа успеха в процессе изучения иностранного языка. Наличие успехи или его отсутствие может определяться с помощью рефлексии. Но наблюдения показывают, что в практике обучения рефлексия учащихся обычно заменяется мониторингом учителя, который проводится порой очень бездумно. При этом, тестирование ЗУН (чаще проверка просто знаний некоторых языковых лексико-грамматических навыков) не удовлетворяет ни самого учителя, ни ученика. Отсутствие рефлексии в практике обучения ИЯ в средней школе, часто приводит к дезориентации ученика и его родителей. Имея отличные отметки по предмету, он не умеет ни говорить на языке, ни тем более писать. Навыки развиваются однобоко (в основном практикуется чтение, перевод и зазубривание топиков). Рефлексия в новой модели обучения (АСО) помогла бы не только ученику понять, каких высот он добился по всем компетенциям, входящим в коммуникативную компетенцию, но и помогло бы самому учителю более планомерно строить процесс обучения. Поэтому принцип постоянного проведения рефлексии – путь к успеху в изучении иностранного языка в адаптивной системе обучения. Мы считаем, что индивидуализация процесса обучения ИЯ и рефлексия невозможны без соблюдения принципа рейтинга, который предусматривает обязательное наличие многоуровневых заданий. Выбор этих заданий зависит не только от решения учителя, но и от решения обучающихся, у которых всегда есть возможность выбора и перехода к более сложному заданию. Выбор этот возможен только тогда, когда обучающийся в полной мере осознает, на каком этапе своего развития он находится. К этому состоянию его должен привести учитель как можно раньше. От этого зависит весь процесс не только обучения иностранному языку, но и всего развития личности обучающегося, которая берет на себя ответственность придти к конкретному результату за определенный промежуток времени. Мы видим, что здесь важную роль играет формирование учебной (методической) компетенции без которой вообще невозможно никакое обучение, тем более учение. Если методическая компетенция не развита и не соблюдается принцип рейтинга, ученик постоянно действует только по указке учителя (который иногда не удосуживается даже выстраивать систему обучения ни для всего класса, ни, тем более, для каждого субъекта обучения), то это просто уничтожение мотива и интереса у обучающихся. Мы часто наблюдаем это у учащихся на всех уровнях обучения, когда учитель не использует даже традиционные подходы, методы и технологии, когда имеет место элементарная недобросовестность, которая в последнее время все чаще наблюдается. Принцип рейтинга позволяет отойти от традиционной отметочной системы контроля. Ребенок продвигается к результату, набирая определенный рейтинг. С одной стороны – это элемент игры и соревнования (кто больше и лучше?), а с другой – это отличный измеритель всех учебных действий. В начале (при использовании АСО) принцип рейтинга используется в рамках осуществления контроля процесса обучения учителем (КУ). Затем рейтинговая система проникает во взаимоконтроль обучающихся (ВК). Более высокая ступень - это переход к самоконтролю (СК) и внутреннему самоконтролю (ВСК), когда обучающиеся переходят уже к полной автономии. И тогда можно говорить уже о результативности процесса обучения, о его продуктивности. В этих условиях начинает работать самооценка и выставление рейтинга самому себе. Это хороший потенциал для развития самокритичной личности, что часто в процессе обучения не используется, а ребенок, не имея четких критериев самооценки, не умеет определить свое место как в изучении чего-либо, так и в развития себя как личности. Принцип приоритета диалогической и полилогической речи должен сыграть позитивную роль в организации процесса обучения. Объясняется это следующими фактами. Формирование коммуникативной компетенции на всех уровнях (вплоть до профессионального), возможно только в процессе самой коммуникации. Все виды компетенции (лингвистическая, лингвострановедческая, речевая, социокультурная и компенсаторная) формируются в режиме парной и полилогической работы. Это и не удивительно, так как диалог и полилог – это не только наиболее часто используемые формы общения, но и наиболее приемлемые формы автоматизации сторон речи (фонетика, грамматика и лексика). Ведь использование диалога и полилога сначала в качестве средства обучения, делает возможным более плодотворно развивать диалог и полилог целенаправленно - как виды речевой деятельности. В практике обучения иностранному языку мы чаще всего видим иную картину. Даже провозглашенный принцип коммуникативности, используется не в полной мере, а из устных видов речевой деятельности, используется только монологические высказывания весьма примитивного уровня. И никакой речи о приоритете диалога и полилога быть уже не может в таких условиях, когда учитель не признает эффективности данных приоритетов. О приоритете диалога говорят практически все наши российские ученые, но воз и ныне там. Практическое воплощение идей коммуникации идет очень сложно, и до сих пор мы учим языку и его формам и никак не коммуникации. (Мы видим, какое громадное количество людей, после окончания школы совершенно не знают языка, не умеют элементарно высказаться, не умеют прочитать иностранную этикетку, словом, не владеют языком). А разговор о приоритете каких либо видов речевой деятельность иногда строится на методической безграмотности учителя, который понимает тезис о чтении как доминанты обучения совершенно буквально, потому, что на уроке иностранного языка происходит в основном чтение и перевод (иногда допускается зазубривание каких-то предложений в виде монолога) которые заменяют практически весь потенциал обучаемых средств. Мы считаем, что решение проблемы эффективного обучения иностранному языку лежит в плоскости признания приоритета диалога и полилога над монологом в устном общении. Этот приоритет легче осуществить в условиях новой модели обучения АСО (адаптивной системы обучения.) Кроме того, многолетняя практическая работа по использованию АСО доказывает, что организация учебного процесса с такими приоритетами наиболее полно отражает истинную позитивную и естественную роль самостоятельной работы, вносит смысл в самоопределение и саморегуляцию обучающихся, реализует переход к автономии обучения и учения. Использование принципа полифункциональности еще более детально объясняет и показывает перспективы формирования коммуникативной компетенции. Он проявляется в одновременном овладении языкового материала и формировании речевых навыков. Параллельно с формированием речевых умений происходит автоматизация нового языкового и речевого материала. Это один из базовых принципов коммуникативного обучения и не допускает изолированной работы над языковыми явлениями. Только речевая практика с преобладанием диалогического и полилогического общения поможет обучающимся в совершенстве автоматизировать навыки употребления изучаемых языковых единиц. Только в реальном общении обучающийся осознает функциональное их назначение, не будет задумываться, как и где это употребить. В практике обучения часто присутствуют правило - отдельно, речь - отдельно, и - никакого результата. Ребенок не знает эту языковую единицу. Он ее иногда даже не узнает, а если и узнает, то не умеет ею пользоваться. А те несколько сделанных упражнений в условиях фронтальной работы, никакой навык не формируют, и через некоторое время обучающийся уже не помнит даже и названия того, что так неряшливо «объяснялось» и «отрабатывалось» Если в процессе обучения иностранному языку использовать принцип личностного общения , это позволит повысить результативность процесса обучения иностранному языку. Общение и обучение в совокупности с личностно-ролевым принципом позволяют не только обеспечить мотивационную сторону процесса обучения в рамках АСО, но и устанавливают устойчивую динамику развития коммуникативной компетенции в целом. Исполняя какие-либо роли в процессе обучения, развивает познавательные процессы, развивает у обучающихся реакцию, что очень важно в реальном общении. Мышление, воображение, память и внимание играют в этом процессе огромную роль стимулятора речевой активности и продуктивности общения. Личность в условиях АСО мыслит и действует (А идея учить мыслить и действовать принадлежит автору АСО Границкой Антонине Степановне). Она может действовать одна, в паре и в коллективе, поэтому принцип коллективного взаимодействия является одним из важнейших. Он предполагает выполнение таких заданий, которые моделируют реальную коммуникацию в парах, в тройках и в режиме «толпа. Реализация речевой ситуации предполагает проявление эмоций говорящих, речь их сопровождается жестами, мимикой. Использование принципа творческой активности в условиях АСО способно довести обучающихся до продуктивного (творческого) этапа в формировании коммуникативной компетенции. Личностное общение – это всегда творческое общение. Поэтому, в условиях АСО формирование должно пронизывать творчество при выполнении любых учебных заданий. Это как никакое другое условие привлечет обучающихся к процессу обучения, даст им возможность получения чувство радости и удовлетворения от созидания нового, оригинального, непохожего на то, что он видел или делал раньше. Так, наблюдения показывают, что монотонная работа с помощью примитивных упражнений-дрилов не является уж очень эффективным средством тренировки навыка. Процесс надоедает, желание учиться умирает. Репродуктивный этап, конечно же, играет огромную роль в обучении, но ни в коем случае нельзя останавливаться только на имитации или репродукции чьего-либо опыта. Нужно давать возможность созидать, если мы хотим получить творческую, нестандартно мыслящую личность. Принцип всемерной интенсификации и концентрации в организации учебного процесса означает использование таких ресурсов обучения, которые могли бы позволить изучать обилие материала за счет уплотнения сроков его подачи, повышения КПД минуты работы обучающихся и концентрация их активности. Этот материал явится богатой почвой для последующей работы над языком, обеспечит перенос навыка использования освоенных в определенных ситуациях речевых моделей с их новым лексическим наполнением в другие ситуации, т. е. будет способствовать становлению устойчивых знаний, умений и навыков, что в конечном итоге приведет к осмысленному и уверенному владению языком. Игнорирование этого принципа создает большую проблему в научении обучающихся рационально использовать свое время, не тратить попусту ни одной минуты на занятии, и направлять свои усилия на достижение поставленной цели. Реализация же принципа концентрированности материала приближает результат - реальную коммуникацию на иностранном языке к началу учебного процесса, что само по себе становится новым стимулом для его дальнейшего изучения.


Источник: http://methods.ucoz.ru/publ/6-1-0-23
Категория: Личностно-ориентированный метод | Добавил: deni (25.05.2012)
Просмотров: 955 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: