В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и
умений можно выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.
Название дедуктивный метод происходит от слова "дедукция”, что означает
умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап
формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе
знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает
отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая
практика - организуется на базе переводных упражнений. Данный метод
эксплицитного подхода (дедуктивный) был взят за основу в нашем
исследовании. Другим методом эксплицитного подхода является
индуктивный метод. Индуктивный метод исходит из такой формы
умозаключения, как индукция, предусматривающая переход от единичных
фактов к общим положениям. Индуктивный метод представляет возможность
самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они
сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе
учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются
осознать их значение через контекст. Дальнейший анализ нового явления
происходит путем сравнения иностранного текста с его переводом на родной
язык, после чего формулируется правило. При этом, если нужно,
используются подсказки преподавателя или учебника. Потом следует серия
упражнений на идентификацию и объяснение нового грамматического явления
на актуализацию его форм.
Источник: http://filolingvia.com/publ/38-1-0-311 |