Начальный этап. На начальном этапе происходит становление
слухопроизносительных навыков, которое включает в себя: ознакомление со
звуками, тренировку учащихся в их произношении для формирования навыков,
применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.
На этом этапе материальная звуковая оболочка еще не слилась с мыслями
органически, заключенными в образце. Она еще сама по себе привлекает
внимание учащихся. Следовательно, задача первого этапа заключается в
автоматизации слухопроизносительных навыков, направив усилия учащихся на
элементарный обмен мыслями.
Здесь превалируют устные формы работы над языковым материалом.
Однако в процессе чтения и письма характер работы над произношением не
меняется. Громкое чтение - типичное для этого этапа – создает
дополнительные возможности для развития слухо - произносительных
навыков. Письмо также часто сопровождается проговариванием вслух, в
процессе чего слухопроизносительным навыкам уделяется необходимое
внимание.
Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной,
несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте.
Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его
нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить
звуки, которые является наиболее трудными, не имеющими аналога в родном
языке. Например, такой звук, как [ ð ] встречается в первых же уроках,
поскольку необходим для произнесения артикля.
В обучении произношению оправдал себя аналитико - имитативный
подход. Учитывая, что единицей обучения является фраза, учащиеся
повторяют пример за учителем или записью. Если учащиеся не допустили
ошибок в произношении, они переходят к работе над следующими примерами.
Если же преподаватель заметил какие-либо недочеты, звуки, подлежащие
специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на
основе артикуляционного правила. Это аналитическая часть работы. Затем
эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно:
слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед
за образцом. Это имитативная часть.
Такой подход к обучению фонетическим навыкам на начальном этапе
обеспечивает одновременное усвоение учащимися и фонетических, и
грамматических, и лексических, и интонационных особенностей английского
языка в нерасчлененном виде. При такой постановке обучения оказывается
просто ненужной тренировка изолированного звука, так как звуки
практически никогда не функционируют в изолированном виде.
Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к
правильному) характер. Фактически, это правила-инструкции, которые
подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в
произнесении звука. Например, чтобы произнести звук [e], нужно,
произнося русское «е», растянуть губы в улыбку, рот почти закрыть, губы
напрячь.
Опыт показывает, чем короче, лаконичнее объяснение, тем оно эффективнее. Например:
- полугласный звук [w] получится правильным, если вы представите, что целуете кого-то;
- носовой [ŋ] можно сравнить со звоном колокола (бим-бом, дин-дон).
Изобретательность учителя подсказывает ему другие оригинальные и легко запоминающиеся правила-инструкции.
Замечено, что неординарно сформулированные правила-инструкции
запоминаются учащимися на всю жизнь; нередко уже давно утрачены и звуки,
и все остальное, а меткое объяснение учителя остается в памяти и через
десять лет после окончания школы. Однако наиболее рационально
воспользоваться психологической особенностью учащихся младших классов -
прекрасными имитационными способностями - и шире использовать
эффективный прием обучения - имитацию.
При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно
должно чередоваться с демонстрацией «эталонов», которые учащиеся слышат
от учителя или в записи. Затем следует интенсивная тренировка в
произношении, которая опять таки происходит на основе «эталонов».
Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и
осознанная имитация.
Для того чтобы слушание было действительно активным, оно должно
предваряться задачами, помогающими привлечь внимание учащихся к нужному
качеству звука, интонемы. Оно стимулирует выделение из потока слов
конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной
карты учащийся показывает учителю, как он узнал звук.
Упражнения в активном слушании являются обязательной составной
частью упражнений в развитии слухопроизносительных навыков; они шлифуют
слух и подводят учащихся к упражнениям в воспроизведении
Источник: http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=7494&story=5962 |