В
нейронной сети человеческого мозга скрывается поразительная способность
воспроизводить и осмысливать язык. Ранее ученые могли вести лишь
наружные наблюдения этого феномена. Сегодня, благодаря технологии brain
imaging, возможно исследование языковых способностей человека на
совершенно новом уровне. Области мозга, связанные с восприятием,
пониманием, обработкой и воспроизведением языка, до сих пор подвергаются
тщательному изучению. Методика brain imaging оказала ученым неоценимую
помощь в понимании процессов взаимодействия человеческого мозга с
языком, позволив проанализировать функции отдельных частей мозга,
отвечающих за осуществление языковой деятельности человека.
Ученым
удалось выделить части мозга, связанные со слуховым восприятием,
пониманием и воспроизведением речи. Исследования сделали возможным даже
более точное функциональное деление, основанное на тех аспектах языковых
процессов, которые находятся под контролем данной области мозга.
В
то время как первичная информация о функциональных областях мозга,
отвечающих за языковые процессы, была получена путем исследований
пациентов с дефектами речи в процессе наблюдения за их болезнью или
после их смерти, технология brain imaging позволила сделать выводы о
назначении тех или иных частей человеческого мозга на основе данных от
здоровых людей, не страдающих мозговой дисфункцией.
Речевой центр
находится в левом полушарии церебральной коры головного мозга. Две
области, известные как область Верника и область Брока (названные в
честь ученых Карла Верника и Поля Брока, впервые описавших эти части
мозга), участвуют в процессе запоминания информации, связанной с речью.
Область
Верника сохраняет информацию, необходимую для построения осмысленных
высказываний из отдельных слов из заученного словаря. Эта область коры
головного мозга связана с некоторыми функциями памяти, особенно
кратковременной - участвующей в процессе распознавания и воспроизведения
речи, а также с функциями слуха и опознавания объектов. Область Верника
обрабатывает не только устную, но письменную и жестовую информацию.
Важное отличие области Верника от области Брока состоит в том, что
первая отвечает за исходящий поток речи, а вторая - за входящий.
Область
Брока содержит сведения, необходимые для воспроизведения речи: эта
часть коры головного мозга подает сигналы в двигательное поле для того,
чтобы привести в движение язык, губы и речевые мышцы, благодаря чему
вслух произносятся слова. Эта часть мозга контролирует процесс
воспроизведения не только устной, но и письменной речи, а также речи на
языке жестов.
Слуховая кора мозга отвечает за восприятие и
распознавание звуков и тесно связана с речевыми процессами. В устной
речевой деятельности без правильного сигнала слухового центр понимание
языка невозможно. Было доказано, что когда человек говорит или читает
вслух, он прислушивается к произносимым собой звукам, чтобы убедиться в
их правильности.
Зрительная кора выполняет ключевую функцию в
процессе чтения слов и распознавания объектов как первая ступень в
наделении предметов определенными названиями и характеристиками.
Зрительная кора мозга, наряду со слуховой, представляют собой начальную
стадию в процессе понимания языка. Дисфункции речи
Основные
нарушения здоровой картины человеческого мозга, наблюдаемые в случае
языковых дисфункций, образуются вследствие ударов у взрослых и
церебральных повреждений у молодежи. Оба вида травм могут затронуть как
небольшую, так и достаточно обширную части головного мозга.
Проводившиеся ранее исследования результатов подобных внешних
воздействий не давали четкой картины поврежденных областей мозга. Лишь
применение метода brain imaging предоставило ученым возможность более
точно определить их границы и сопоставить известные языковые дисфункции с
частями мозга, подвергнувшимися разрушительным внешним воздействиям и
вызвавшими нарушение речевых процессов.
Изучение функций
человеческого мозга должно в значительной степени ускорить процессы
излечения дисфункций речи; исследование мозга пациента в раннем возрасте
может позволить выявить нарушения мозговой деятельности на начальной
стадии и предотвратить возникновение серьезных заболеваний.
Более
подробное изучение головного мозга человека имеет значение не только
для медицины, но и для других сфер общественной деятельности, в
частности для образования и даже юриспруденции.
Сведения о
влиянии мозга на поведение человека и его восприятие окружающей среды
помогут родителям в воспитании ребенка и построении правильных
взаимоотношений с ним.
Огромное влияние подобные сведения должны
оказать на методику обучения детей в образовательных учреждениях, что
представляется особенно важным в изучении иностранных языков
Источник: http://www.study.ru/support/lib/note36.html |