Вот
и начался новый, совсем ещё свеженький год, в котором впереди ещё так
много времени для всяких дел, исполнения желаний и выполнения всяческих
обещаний, данных себе самому в канун его начала. «И вот уж в этом году,»
– говорите вы себе, – «я уж точно выучу английский! Ведь год предстоит
сложный – все только и говорят, что о кризисе. И пусть он даже
«ненастоящий», этот кризис, и не очень-то коснётся России, но лучше быть
готовым ко всему. Со знанием английского я более ценен и как претендент
на новое место, и вообще как сотрудник. И с партнёрами из-за рубежа
будет проще договориться – переводчик постоянно несёт какую-то
отсебятину, как утверждает мой коллега. Да и вдруг получится съездить
летом отдохнуть за границу – с английским-то там будет проще: и в
гостинице договориться, и в городе найти то, что нужно». Год пробежит
быстро, как же успеть выполнить задуманное?В прошлом году мы
проводили опрос, в котором интересовались, сколько времени нужно для
того, чтобы, не зная английского совсем, выучить его до владения на
уровне вполне сносного общения с англоговорящими людьми. Ответов было
достаточно много и они были разные: от утверждения, что на это может
уйти от месяца, до утверждения, что этого не произойдёт никогда. Оба эти
ответа крайние, а истина – она, как всегда, где-то посередине. Точнее
сказать – ближе к началу отсчёта. Если быть ещё более точными, то
большинство ответов попадали в промежуток от 2 до 5 лет. И даже эти
сроки, если вы наблюдательны, могут показаться очень оптимистичными.Дело
в том, что 2-5 лет – это тот срок, за который обещают вас обуучить
английскому на большинстве существующих курсов. Двухлетняя программа
обычно предлагается учреждениями дополнительного образования, 5 лет –
это срок учёбы в институте на языковом факультете. Однако приходится
признать, что всякий, кто верит, что, пройдя программы, рассчитанные на
эти сроки обучения, сможет достичь своей цели наверняка – большой
оптимист. Ведь вы, скорее всего, наслышаны об историях, рассказанных
друзьями и знакомыми о мытарствах по разным курсам без особого успеха. А
эти расползающиеся из стен школ истории об учителях английского,
которые не в состоянии поговорить с иностранцем? Они вовсе отбивают веру
в то, что цель может быть достигнута. И уж во всяком случае, слышав
такое, но решив не отступать от намеченной цели, вы точно знаете, что
изучение английского – дело сложное, затратное по времени и требующее
строгой самодисциплины, усидчивости, настойчивости и прочих очень
уважаемых, но так редко встречающихся среди людей (в одном человеке
вместе) качеств.Масла в огонь неверия в свои силы и достижимость
намеченной цели подливает и тот известный многим факт, что наши люди
очень подкованы в знании английского языка теоретически. Но когда
появляется надобность в том, чтобы, условно говоря, объяснить иностранцу
на улице дорогу, наш «теоретик» впадает в ступор и не может проронить
ни слова или мычит в ответ что-то несуразное или выдаёт хорошо заученную
фразу «Excuse me, I don’t speak English» (Простите, я не говорю
по-английски), хотя в школьном аттестате у него стоит, возможно, даже
«5» по этому предмету. Наша вера в то, что без знания грамматики не
может быть знания языка, так крепка и нерушима, что… но задумайтесь
сами: не эта ли вера так мешает вам выучить английский?Если эта
мысль вам кажется абсурдной, давайте обратим свой взгляд на внешний мир,
сравнивая происходящее в нём с тем, что происходит в лингвистическом
кабинете (или просто в классе, где идут занятия по английскому языку).Мы
заходим в класс. Учим несколько английских слов по теме… пусть это
будет комната и предметы в ней. Записали слова в тетрадь, несколько раз
произнесли и записали правило грамматики, чтобы выучить, как строить
самое простое предложение. Сделали несколько упражнений на закрепление
правила грамматики по учебнику. Следующий день – берём другие слова и
новое правило…Теперь посмотрим, что происходит в плавательном
бассейне, например. Идёте ли вы туда с учебником? Делаете ли упражнения
по учебнику? Нет? Но почему?! Разве в плавании нет никакой теории,
нечего рассказать и показать на суше? Если вы и делаете несколько
упражнений на суше, то основные тренировки вы всё-же проводите в воде. И
то, что вы делали сегодня, вы не «забываете» назавтра, а включаете в
процесс дальнейших тренировок: научились движениям ног – подключаете
движения рук, дыхание и так далее, пока все нужные элементы не будут
собраны воедино.То же происходит на велотреке, на боксёрском
ринге, в классе фортепиано или классе обучения игре на другом
музыкальном инструменте, в танцклассе, в художественной школе, – везде,
откуда выходят практики. Те, кто действительно умеют делать то, чему
учились: ездить не велосипеде, боксировать, играть музыку, танцевать,
рисовать... Почему? Потому что теория при их обучении была сведена к
минимуму. Практике же отводилось основное время. Как и в том случае,
когда маленький ребёнок, начиная постигать этот мир, обучается родному
языку: за ним не бегают с учебниками и тетрадками – он учится сам,
постоянно практикуясь в языке. Начиная со слов, строя фразы, предложения
и так постепенно осваивает родную речь.Вот почему обучение
английскому так тяжело, отнимает столько сил и времени: построенное по
навязанной филологами «научной системе», оно, фактически, поставлено с
ног на голову, если сравнивать традиционную методику с естественной,
природной, – с тем, как все мы учим родной язык в детстве. Ведь в
естественных условиях мы вначале начинаем говорить, а затем учим
грамматику (или не учим, если посещаем уроки «для галочки»). Начиная же
преподавать английский, в нас сначала пытаются «вложить» знание
грамматики, без которого, якобы нельзя заговорить на языке. Но… в
результате мы учим грамматику и затем пытаемся говорить, чаще
безуспешно.Хорошая новость состоит в том, что в Москве и
некоторых других городах СНГ, в центрах и группах Прикладного
образования (и только в них), есть курс обучения английскому языку,
построенный именно на такой природной методике обучения. Это курс с
рабочим названием «English as a Second Language» (ESL), полная его
продолжительность – примерно 9 месяцев обучения: от полного незнания
языка до возможности общения с иностранцами на широкий круг тем с
использованием всей базовой грамматики английского языка. Ближе
познакомиться с методикой обучения, а также испытать её на себе можно на
бесплатных вводных уроках курса ESL.Если в вашем городе ещё нет
такого курса, вы или ваши знакомые можете открыть его. Для этого в
январе всем желающим предоставляется такая возможность: с 5 по 25 января
2009 года в «Прикладном Образовании СНГ» будет проходить специально
организованный цикл обучения, где можно пройти различные курсы: по
технологии обучения и по улучшению жизни. В этот же период вы можете
обучить своего преподавателя и администратора (или обучиться
самостоятельно) для того, чтобы открыть свой центр обучения английскому
по нашей методике.Экономьте время для отдыха и других дел, обучайтесь быстро и эффективно!
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23918/ |