Как сейчас учат
Как же протекает процесс обучения сейчас?
Рассмотрим типичную ситуацию, сложившуюся в нашей системе образования.
Обычно на одного преподавателя в классе (и в обычной школе, и в
спецшколе, на курсах иностранного языка в ВУЗе и т. д.) приходится не
менее 10 - 30 учеников. Поэтому время общении с педагогом, приходящееся
на одного ученика, составляет от 4-5 минут до 1.5 минуты, что не
позволяет говорить о какой-либо эффективности обучения и о его качестве.
Причем, все ученики вынуждены слушать и подсознательно запоминать ошибки других учеников во время урока. Также способности и возможности по обучению всех учеников сильно отличаются, а преподают всем одно и то же и с одинаковым темпом прохождения тем,
что является совершенно неправильным на наш взгляд, т. к. не
учитываются индивидуальные характеристики учеников. И выхода из
сложившейся ситуации при существующем способе обучения вроде бы нет.
Как мы предлагаем учиться
Началось новое тысячелетие, и что в нем будет
нового, так это прежде всего ускоренная динамика всех психологических и
социальных процессов. Это порождает новые критерии, по которым
оценивается человек, от которого будут требоваться часто те навыки и
знания, которым его не обучали. Поэтому умение учиться, и учиться быстро
и качественно, будет востребовано в новом веке с большей вероятностью,
чем теперь. Образование и самообразование превратятся в постоянный и
необходимый процесс, присущий каждому специалисту. Нужно научиться
беречь своё время и расходовать его эффективно на всё, и на процесс
обучения тем более, т. к. современный человек тратит не менее 15 лет
своей жизни на обучение. Что же может сделать человек за одну минуту? Он
может сказать 80 - 140 слов, прочесть 250 слов, а написать ручкой
только лишь 15 - 20 слов в минуту (человек, умеющий печатать на
компьютере 'в слепую' развивает в среднем скорость 200 знаков в минуту,
что не сильно быстрее чем ручное письмо)! Вспомните, ведь почти большая
часть домашних заданий, при обучении в школе и в институте подразумевает
выполнение письменных работ! Другие методы закрепления знаний и их
тестирований, пока занимают во всех учебных заведениях менее 5% общего
времени обучения. В повышении скорости получения знаний и их
тестирования (письменные задания как раз в основном и подразумевают
тестирование полученных знаний) кроется огромный резерв экономии времени
на обучение. Если организовать процесс получения знаний, его обработки и
тестирования на более качественном уровне (что значит и существенно
быстрее), то сроки обучения в школе и в вузе можно будет сократить как
минимум вдвое. Как же повысить скорость обучения, не уменьшая его
качество (а лучше и повысив его)? Сразу напрашивается такое простое
решение. Необходимо использовать такую технологию обучения, где пришлось
бы как можно меньше писать используя ручное письмо. Это можно
реализовать с использованием обучающих и тестирующих компьютерных
комплексов.
НАУЧНОЕ СРАВНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ
Человек превосходит машину:
1) в обнаружении слабых звуковых и световых сигналов;
2) в восприятии, интерпретации, организации сигнальных об- разов различных модальностей;
3) в осуществлении гибких операций управления;
4) в хранении большого количества информации в
течение длительного времени и в использовании нужной информации в нужный
момент;
5) в образовании индуктивных умозаключений;
6) в изменении показателей в результате обучения;
7) в формировании понятий и выработке методов.
Машина превосходит человека:
1) быстротой ответа на сигнал;
2) выполнением повторных стереотипных действий;
3) хранением информации в сжатой форме и полным освобождением от ненужной информации;
4) скоростью расчетов;
5) способностью выполнять одновременно несколько различных функций.
Можно сравнить человека и машину по одной
одинаковой функции, например: скорость передачи информации, надежность,
основные параметры, физические характеристики.
Приведем это последнее сравнение для наглядности в развернутом виде.
Можно показать, что машина превосходит человека:
1) по целому ряду физических характеристик (для чего она, собственно, и создается);
2) по надежности работы при выполнении повторных действий;
3) машина мало подвержена нарушающему воздействию некоторых субъективных качеств человека;
4) машина остается во всех ситуациях
нечувствительной к среде и ее колебаниям (не воспринимает опасность,
функциональную значимость, смысл сигнала и т. д.);
5) может передавать информацию по каналу, который характеризуется нужной пропускной способностью, и т. д.
Человек превосходит машину:
1) по способности фильтровать шум при предъявлении случайных данных;
2) по способности создавать определенные структуры
даже в том случае, когда предъявляется материал, заведомо не
структурированный (эта способность в ряде задач приобретает решающее
значение);
3) способностью к корреляционной памяти;
4) наличием способности качественной переработки информации;
5) в ориентировке на события с низкой вероятностью появления;
6) повышенной надежностью работы при неожиданных ситуациях;
7) способностью компенсировать недостатки системы, ее технических компонентов и т. д.
Конечно, и эта сравнительная характеристика не исчерпывающа.
Источник: http://www.nedva.ru/method/3.html |