Случалось ли с вами такое, что вы начинали изучать что-то и потом
бросали обучение? С энтузиазмом начинали изучать, например, английский
язык, торжественно клялись себе, что в этот раз уж точно его выучите, а
через 1-2 месяца у вас появлялись «более важные» дела, «непредвиденные»
финансовые расходы и вы бросали курсы? Или вы открывали книгу о
компьютерах с намерением до конца разобраться в какой-нибудь программе и
через 1-2 страницы откладывали ее с мыслью «Не сейчас, надо сделать
один срочный звонок»? Или вы дочитывали до конца страницы и не помнили, о
чем вы только что прочитали?
Однако в современном мире нам необходимо продолжать свое образование
на протяжении всей жизни. Сегодня знания обновляются каждые 6 лет
благодаря стремительному ускорению научно-технического прогресса. В
результате, молодые люди после окончания высших учебных заведений уже к
25-28 годам оказываются обладателями уже устаревших знаний*. Требования к
сотрудникам постоянно растут – знание английского, компьютера,
оргтехники сейчас являются минимальными при устройстве практически на
любую работу. Необходимо постоянно обучаться, повышать свою
квалификацию, чтобы остаться востребованным, сохранить свое рабочее
место и преуспеть в жизни.
Человек оказывается в непростой ситуации – с одной стороны, ему надо
продолжать обучение, чтобы не отстать от жизни, реализовать свой
потенциал, амбиции, воплотить в реальность свои мечты. С другой стороны –
вспоминая школьные годы, полные непонимания, тумана, ощущения пустоты,
страха перед экзаменами, зубрежки, неспособности постичь суть вещей, а
также многочисленные попытки начать обучение, окончившиеся неудачей –
мысль об обучении восторга не вызывает.
Но интерес к познанию присущ всем людям с рождения - достаточно
вспомнить любого ребенка, которому интересно всё – и что лежит в этом
ящичке и что это за две дырочки в стене, куда мама вставляет две
палочки. Желание знать – это естественное, врожденное качество человека.
Что же происходит с нашим желанием знать с возрастом? Является ли это
«нормальным», что во время обучения мы должны брать себя в руки,
подключать силу воли и продираться через лень, усталость, ощущение
пустоты в голове, желание бросить учебу, ощущение собственной глупости,
скуку? Задумывались ли вы, почему так происходит?
На самом деле, ответ очень прост. Во время обучения вы столкнулись с
какой-то трудностью, с чем-то, что было не до конца понятно в изучаемом
материале. А как чувствует себя человек в той области, где он чего-то не
понимает? Долго ли вы сможете с удовольствием слушать доклад о новейших
компьютерных разработках, изобилующий техническими терминами? Или
лекцию по ядерной физике в техническом ВУЗе? Конечно, нет. Потому что
никто не хочет чувствовать себя неспособным, глупым, запутавшимся. И
человек, не зная как справиться с трудностями в обучении, находит выход -
отстраниться от этой области, или проще – сбежать, бросить, отложить
обучение.
Но решение этой проблемы существует – это технология обучения, т.е.
ответ на вопрос КАК учиться. Представьте себе ситуацию, если вы САМИ
точно знаете, как справиться с любой трудностью в учебе? Если вы,
столкнувшись с непониманием, точно знаете его источник и как его
преодолеть? И вы самостоятельно сможете разобраться в любом предмете?
Например, если с вами происходит ситуация А – вы делаете шаг Б; если
происходит ситуация В – вы делаете шаг Г. При этом неважно, слушаете ли
вы лекцию по искусственному интеллекту в переполненной аудитории
мегаполиса или в уединении читаете веды в труднодоступных уголках
Тибета. Вы все равно можете самостоятельно определить 1) с какой
трудностью вы столкнулись 2) что надо сделать, чтобы справиться с ней и с
удовольствием учиться дальше. Ваш успех в обучении теперь только в
ваших руках. Тогда учеба будет всегда доставлять вам удовольствие, а в
этом случае вы станете пожизненным успешным студентом.
Порой нам может казаться, что это только у нас возникают трудности с
обучением, с пониманием материала. А «сильные мира сего», «звезды» не
сталкиваются с подобными проблемами, им все дается легко, они без
проблем усваивают материал и быстро обучаются. Однако я хочу развеять
этот миф, приведя ниже речь Тома Круза с открытия обучающего центра
Международного Прикладного Образования. И имейте в виду – он один из
немногих, кто осмелился открыто заявить о своих проблемах в обучении.
Возможно, потому что он смог с ними справиться и преуспеть в жизни. "Технология
обучения работает. Она – для использования. Она может полностью
устранить трудности в образовании и изменить жизнь. Её могут применять
люди любого возраста, в любом обществе и любой стране. Я не просто
"продвигаю" технологию обучения. Я не просто "верю" в технологию
обучения. Я применяю её каждый день в своей жизни, своей работе, со
своими детьми и в любой области жизни. И я являюсь живым доказательством
того, что она может сделать. И поэтому ничто не движет мной больше, чем
желание помочь молодёжи получить то, чего не было у меня, чтобы
реализовать свои мечты. В детстве я учился в десятках разных школ в
Америке и Канаде. Мне поставили ложный "диагноз" – "дислексия". И мне
говорили, что у меня "расстройство обучения". Конечно, когда на вас
такой ярлык, вы думаете, что это безнадёжно и ничего не поделать. И
после фильмов "Лучший стрелок" и "Цвет денег" в моей жизни всё ещё была
огромная пустота. Потому что я понимал: то, чего я достиг, я добился
исключительно на одном детерменизме, настойчивости. У меня были большие
амбиции, но я понимал в тот момент, что я никогда не смогу добиться
этого. Потому что я натолкнулся на стену. Я не мог научиться тому, что
читал. Из-за этого барьера мои цели были недостижимыми. Передо мной
стояла слишком большая гора, и у меня не было возможности на неё
взобраться. И я это знал. Я не мог прочитать что-то и затем сразу же
применить это. Поэтому, когда я читал, я путал буквы в словах,
начиналась головная боль... я нервничал... Я доходил до конца страницы и
не мог ничего вспомнить из прочитанного. И у меня были приёмы, чтобы
справиться с этим. На съёмках я долго говорил с агентами и режиссерами,
знаете, «расскажи мне о фильме, давай поговорим об этой картине, , что
ты думаешь о фильме, о чём он, по твоему, говорит, что ты думаешь о
нём». Я научился хорошо всё запоминать. В школе я первым поднимал руку,
зная, что в 90% случаев того, кто тянет руку, никогда не спрашивают. А в
остальных 10% процентов случаев, когда меня всё-таки спрашивали, я
говорил: "Можно я схожу в туалет? " Я хочу вас спросить, кто из вас ну
хотя бы раз не бросал изучать какой-то предмет, какую-то тему, какое-то
занятие. Некоторые говорят: «Ну, у меня не очень хорошо с математикой»,
или «Мне легче с математикой, чем с чтением». «Я не могу писать
сочинения». Ладно, у каждого своё. Что до меня, я всегда хотел быть
пилотом, с раннего детства. Это была моя мечта. Нет лучшей возможности
научиться летать, чем во время подготовки к фильму "Лучший стрелок". И
вот я пришёл взять урок, а на следующий день бросил... Я не смог
заниматься! Я думал, что у меня "неспособность к чтению"... Чёрт, эта
проклятая неспособность к чтению. Я должен был с этим справиться, должен
с этим справиться, должен с этим справиться. Я испробовал всё.
Различные группы по обучению, курсы быстрого чтения. Я нанимал учителей,
которые приходили и читали вместе со мной. Но вскоре после этого я
узнал о технологии обучения. И сейчас я имею лицензию пилота...
двухдвигательного самолёта... Могу летать по приборам, то есть в любую
погоду, только по показаниям приборов. У меня есть коммерческая
лицензия, что значит, что я могу заниматься перевозкой пассажиров и
выбрать это своей профессией, если пожелаю. И просто ради шутки: я
обучен как лётчик высшего пилотажа... что значит, я могу прокатить так,
что вас стошнит, если захотите! Но я бы этого не стал делать, потому что
я горжусь тем, что в моём самолёте никому не становилось плохо. Я могу
прокатить вас так, чтобы с вами этого не произошло. Я продюсер
фильмов... У меня своя кинокомпания. Я владею и руковожу тремя
компаниями... и я продолжаю сниматься в фильмах, кроме всего этого. И я
учусь каждый день. Благодаря тому, что технология обучения сделала для
меня, я начал помогать другим. Я очень много времени уделил созданию
центра грамотности, называемого "HELP" – Голливудский проект образования
и грамотности. Эти центры предоставляют бесплатное обучение любому, кто
сюда приходит. Как только они изучают технологию обучения, мы учим их
учить других – и это те, кому раньше ставили "диагнозы":
"безграмотность", "расстройство обучения", "синдром дефицита внимания и
гиперактивности", "неспособность к чтению", "неспособность говорить". Я
видел, как люди разного возраста и с разным прошлым, помогали другим
людям разных возрастов и с разным прошлым. СУТЬ В СЛЕДУЮЩЕМ: технология
обучения работает – повсюду, где она применяется... и к кому
применяется. Помогая другим как преподаватель, я понял, что мой случай –
не "аномалия". Тысячи учащихся – и детей, и взрослых – прошли через
центр "HELP". Они узнали об инструментах учёбы и вернулись в общество,
узнав то же, что узнал я: -- Они НЕ отсталые -- К ним нельзя приклеить
ЯРЛЫК -- Они СПОСОБНЫЕ -- И они могут изучить всё, что ЗАХОТЯТ. И ЭТО
ПРОИСХОДИТ С КАЖДЫМ. И моя миссия в том, чтобы сделать технологию
обучения доступной КАЖДОМУ, кто хочет её получить: любой ГРУППЕ, любому
ЧЕЛОВЕКУ, любому УЧИТЕЛЮ, любому РЕПЕТИТОРУ, любому РОДИТЕЛЮ, ЛЮБОМУ
РЕБЁНКУ. ЛЮБОМУ! Потому что существуют настоящие РЕШЕНИЯ, а не просто
"РАССТРОЙСТВО", "ЗЛОСТЬ" или "ВЫПЕЙ ТАБЛЕТКУ". Образование – важно. Вы
бы не собрались здесь, если бы не знали этого. Нашим детям нужно помочь.
Это та помощь, благодаря которой люди помогут и себе. Я делал это
раньше и буду продолжать посвящать свою жизнь тому, чтобы достичь этого.
Я в высшей степени благодарен Л. Рону Хаббарду за предоставленную им
технологию обучения. Потому что меня бы здесь не было сегодня, если бы я
её не узнал. И я горжусь тем, что участвую в движении Прикладного
образования. Потому что теперь я знаю, что Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОГУ ПОМОЧЬ. И
ВЫ ТОЖЕ МОЖЕТЕ. Большое спасибо за то, что вы пришли, и за время,
которое вы уделили этому».
Источник: http://www.apscis.ru/tekhnologiya-obucheniya/nashi-stati-i-publikatsii/stati-ob-obuchenii-i-obrazovanii/85-kak-tom-kruz- |