ЕГЭ — это воплощённое противоречие. С одной стороны, единый экзамен — это социальная справедливость в действии, с другой — «правила игры», то есть методики подсчёта его результатов то и дело меняются достаточно произвольным образом. С одной стороны, он спрямляет выпускникам дорогу в высшую школу, с другой — высшая школа при этом совсем не выглядит счастливой. С одной стороны, во всём мире уже накоплена могучая научная база в области педагогических измерений (тестологии). С другой — задания по ЕГЭ так и не сумели вписаться в рамки научной корректности и стать пригодными для применения тестологического научного аппарата, так что в наступившем году никаких математических моделей для интерпретации их результатов применяться уже не будет. С одной стороны, очевидно, что успешные ученики и ЕГЭ сдают успешно, с другой — педагоги «штучных», выдающихся школ, традиционно поставляющие абитуриентскую элиту в лучшие вузы, утверждают, что «там, где начинается подготовка к ЕГЭ, учёба заканчивается». Прокомментировать эти острые вопросы мы попросили специалистов: доктора филологических наук, профессора, заместителя декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова Марию Валерьевну Вербицкую, председателя федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по иностранным языкам, и кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника отдела математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН Андрея Викторовича Подлазова.