комплекс первоклассникаПомню такую историю в первом классе. Мы пишем в своей первой тетради. У кого-то заканчивается первая страница. Он изо всех сил тянет руку, обращая на себя внимание учительницы. На вопрос о том, что случилось, мальчик говорит, что у него закончилась первая страница и спрашивает, что делать дальше. Учительница говорит, что надо перевернуть страницу. Мальчик переворачивает страницу и продолжает писать дальше.КОМПЛЕКС ПЕРВОКЛАССНИКА
Помню такую историю в первом классе. Мы пишем в своей первой тетради. У кого-то заканчивается первая страница. Он изо всех сил тянет руку, обращая на себя внимание учительницы. На вопрос о том, что случилось, мальчик говорит, что у него закончилась первая страница и спрашивает, что делать дальше. Учительница говорит, что надо перевернуть страницу. Мальчик переворачивает страницу и продолжает писать дальше.
И тут поднимает руку следующий мальчик. У него тоже закончилась страница, и он просит учительницу разрешения перевернуть страницу. Учительница, естественно, разрешает. Дети один за другим продолжают поднимать ручки с одним и тем же вопросом. Учительница обращается ко всему классу и говорит:
"Внимание, дети! Если у Вас закончилась страничка, переверните ее и пишите дальше!"
Все это мило и немножко смешно. Однако, хотелось бы обратить внимание на то, что с годами мы мало меняемся. Если мы делаем что-то в первый раз, то предпочитаем, чтобы кто-нибудь нам сказал: "делай вот так то...", хотя речь идет об очевидных вещах.
Дело в том, что большинство из нас обладает комплексом "первоклассника".
Обладать различными комплексами - естественно. В зависимости от социальной роли, которую мы исполняем в данный момент, мы меняем и набор штампов поведения. "Комплекс" в негативном смысле - это неудачный или не совсем удачный выбор таких "инструментов" в конкретной ситуации.
Неудачный выбор поведения на уроке, например, затрудняет процесс обучения и может полностью изменить нашу жизнь. Отсюда возникают многие проблемы - непонимание между учителем и учеником и, как следствие, нелюбовь к предмету и вообще к школе. И наоборот, если выбор удачен, то он окрыляет нас, заставляя навсегда полюбить предмет изучения и вообще обучение, помогает воспитывать чувство собственного достоинства и уверенность в жизни.
Таких "наборов" инструментов огромное множество и они имеют отражение в нашей речи.Часто это - пословицы или ярлыки, обозначающие собой подход к ситуации и подвигающие нас к действию. Подходы к одной и той же ситуации могут быть весьма разными и даже противоположными. Отсюда противоречащие друг другу пословицы и поговорки.
Вот Вам примеры:
"кто смел, тот и съел" - "поспешишь, людей насмешишь"
"без труда не вытащишь и рыбку из пруда" - "бешеной собаке семь верст не крюк"
"кто рано встает, тому бог дает" - "рано встал, да мало напрял".
Важно в конкретной ситуации сделать наиболее удачный выбор.
В случае выбора подходов к изучению иностранного языка штампы - это выбранные вместе с преподавателем или автором учебника инструменты, с помощью которых мы познаем новое. Качество познания зависит от правильного выбора необходимых инструментов, от их совершенства, а так же от навыков владеть ими.
Отсюда необходимость постоянного поиска, изменение условий и закрепление удачных подходов, сочетание внимательного отношения к рекомендациям учителя и одновременно критическое к ним отношение, разумная преданность одному учителю и поиск нового наставника при необходимости.
В моем опыте преподавания самыми удачными и эффективными случаями сотрудничества были те, когда студент, "включал" комплекс "первоклассника" с таким набором подходов:
- установка студента на то, что он начинает с нуля;
- полное доверие ко мне;
- добросовестное выполнение домашних заданий;
- откровенное, честное обсуждение сомнений и неудач при выполнении домашних заданий.
Работа в таких случаях спорилась, поставленные задачи исполнялись.