Термин «рабочая память» впервые был предложен в книге Дж. Миллера, И. Гелентера и
К. Прибрама «Планирование и структуры поведения» в 1960 году («Plans
and the Structure of Behavior»), однако активное изучение рабочей памяти
было предпринято в работах. Baddeley and Hitch, которые в1974году
предложили трехкомпонентную модель рабочей памяти. Согласно определению, данному А. Бэддели, рабочая память (далее РП) – это система,
предоставляющая временное хранилище для информации и осуществляющая с
ней манипуляции, необходимые для решений сложных когнитивных задач
(Baddeley, 1997). Объем рабочей памяти ограничен, материал, не
используемый в данный момент для решения поставленной задачи, либо
переходит в долговременное хранилище, либо теряется. Первоначально А. Бэддели и Г. Хитч выделили три основных компонента рабочей памяти: основным
является центральный процессор, который координирует работу двух других
подсистем – буферов: фонологической петли, работающей с вербальной
информацией, ивизуально-пространственной матрицы, отвечающей за
переработку зрительной информации. Информация поступает в буферы рабочей
памяти из первичного сенсорного хранилища. Фонологическая, или
артикуляторная петля, в свою очередь, подразделяется на собственно хранилище для речевого материала (по времени не более 1,5 – 2 сек) и процессы артикуляции или субвокального повторения (повторения «про себя»), препятствующего угасанию следа в памяти. Основными процессами, в которых роль артикуляторной
петли особенно важна, являются чтение и счет. В экспериментах, в
которых с помощью введения дополнительной задачи повторение текста про
себя оказывалось невозможным (например, испытуемому по ходу выполнения
главной задачи – чтения предложений, предлагалось произносить вслух
слово «вот»), существенного снижения качества выполнения основной задачи
не происходило. Однако в подобных задачах испытуемым было значительно
труднее обнаружить умышленно допущенные экспериментатором ошибки. Таким
образом, исследователи пришли к выводу, что артикуляторная петля
является контролирующим механизмом, ответственным за удержание порядка
расположения материала (Baddeley, 1997). Зрительно-пространственная матрица также представляет собой многокомпонентную структуру, в которой выделяются пространственная и зрительная подсистема. Первая связана с информацией о форме стимулов, а вторая – с информацией об их локализации в пространстве.
Источник: http://virtualcoglab.cs.msu.su/pdf/vs_chap1.pdf |