Для быстрого и успешного изучения иностранного языка совсем не
лишним были бы знания о том, как работает наша память, где же хранятся
все эти слова и выражения и как они запоминаются. К сожалению, языковый
барьер и здесь стал преградой на пути распостранения новой информации на
эту тему, и наши педагоги и психологи до сих пор пользуются теориями
50-летней давности, давно уже признаными абстрактными теоретическими
моделями, не имеющими ничего общего с реальными физиологическими и
нейронными процессами в мозгу.
Авторы новых моделей работы памяти отказались от термина
"кратковременная память" как устаревшего и уже давно оперируют с
понятием "рабочая", или "операционная" память - по аналогии с оперативной памятью компьютера.
Коуэн (2001) установил,
что количество элементов информации, с которыми мозг может выполнять
одновременно логические операции, равно четырем и этому соответствуют
реальные приборно фиксируемые процессы в мозгу. Дальнейшее развитие этой
теории дал Оберауэр(2002), установивший, что из этих четырех элементов
активным в конкретный момент времени может быть только один (подтвердив
невзначай теорию доминанты Ухтомского (1926)).
А как же это согласуется с экспериментальными данными Миллера
о емкости кратковременной памяти в 7+\-2 элемента , неоднократно
перепроверенными и подтвержденными другими экспериментаторами? На этот
вопрос дает ответ теория объединения структур в "долгосрочную рабочую память" Эриксона и Кинтша (1995).
Когда рабочая память загружена полностью, эти 4 элемента объединяются в
одну структуру и выгружаются в такую память, своеобразный "файл
подкачки", занимая в рабочей памяти только одно место под адрес этой
структуры, а в освободившиеся три места загружаются дополнительные 3
элемента - вот вам и магические 7 элементов "кратковременной памяти"!
Таким образом, наша рабочая память напоминает простейший
арифметический калькулятор - две ячейки для исходных данных, одна для
операнда и одна для конечного результата. Это подтверждает и
приобретшая большую популярность теория когнитивной перегрузки Д. Свеллера (1998),
экспериментально доказавшего, что при полной загруженности рабочей
памяти возможность выполнять над ее элементами логические операции резко
падает.
Например, такая фраза:
"Память от TRANSCEND на 800MHz дешевле памяти от
Kingston на 667Mhz, но память от Hynix на 512Мб дороже памяти от
TRANSCEND на 1 Гб". В этой фразе всего семь элементов, но
так как логические операции над ними нужно выполнять одновременно, она
вызывает заметный когнитивный дискомфорт. Аналогично простейшая задачка
для младших школьников: "Полтора рыбака поймали полтора судака за полтора дня. Сколько судаков поймают 6 рыбаков за 6 дней?"
при решении в уме вызывает непреодолимые трудности для 98% взрослого
образованного населения, так как количество данных, которые нужно
удерживать в памяти для ее решения, превышает емкость рабочей памяти,
делая невозможными логические заключения. А на бумаге ее решение
элементарно, так как позволяет выполнить операции последовательно, не
перегружая рабочую память.
Эта модель рабочей памяти позволяет совсем по другому взглянуть на основные обучающие приемы и методики и наконец-то осознать причины неэффективности большинства из них и неожиданную эффективность других, совершенно неочевидных и парадоксальных.
Подробнее об этих моделях можно прочитать в "Википедии" или в попытке перевода. Полезно будет попытаться примененить их и к анализу других методов преподавания и изучения иностранных языков.
Источник: http://filolingvia.com/publ/140-0-0-0-1 |