Ранее мы рассматривали проблему обучения ребенка иностранному языку в
условиях естественного или искусственного билингвизма в выпусках 1, 2,
3. А как быть в случае, когда родители не владеют языком в достаточной
мере или вообще не знают языка? Значит нужно обучать ребенка другим (не
билингвальным) способом. Мы уже начали говорить об этом. В дополнение
скажу, что предлагаемый способ обучения подходит и для семей, где уже
говорят на двух и более языках. Ребенок в таких семьях будет овладевать
двумя (тремя) языками естественным путем, плюс изучать еще один новый
язык традиционным способом - на занятиях.
Итак, обучаем ребенка иностранному языку на занятиях.
Занятия можно проводить индивидуально, в группах, состоящих из 8-9
человек или в микрогруппах из 2-4 человек. Из опыта работы с детьми могу
сказать, что оптимальной является группа, в которой 3-4 ребенка. Но и
большие группы не так плохи. Конечно, они имеют свои недостатки,
например за одно и то же время группа из 10 детей "проходит" меньшее
количество учебного материала, чем группа из 4 детей того же возраста.
Но у больших групп есть и преимущества: например большее количество
повторений (каждый ребенок слышит произнесенную фразу не менее десяти
раз, ведь дети повторяют ее по очереди). Очень хорошо получаются в
больших группах игры в кругу. (Игры в кругу - это один из способов
закрепления и тренировки лексических и грамматических структур). В
маленькой группе конечно труднее играть в кругу, ведь ведущий стоит
обычно в центре, а если в группе два ребенка, круг получается очень
маленьким. Но здесь можно пригласить поиграть куклу, зайчика или мишку,
дети держат их за лапки и круг таким образом расширяется.
При
индивидуальных занятиях игры немного видоизменяются, но и здесь обычно в
игру "приглашаются" игрушки. Таким образом, количество детей в группе
существенного значения не имеет. Все группы имеют свои преимущества, так
что исходите из того, как вам удобнее, ведь, в конце концов, результат
будет зависеть от вашего терпения, старания и изобретательности.
Итак, вы определились, как вы будете заниматься: индивидуально, в
большой группе или в маленькой. Теперь поговорим об организации занятий.
Лучшим временем для большинства детей являются утренние часы (с 9 до
11), активность мозга в это время наивысшая. Хорошим временем для
занятий считается и период после дневного сна, а вот промежуток времени с
12 до 15 часов считается неблагоприятным, хотя везде могут быть свои
исключения. Старайтесь учитывать желание ребенка, если он увлеченно
играет, попытайтесь мягко и незаметно отвлечь его, переключить внимание
на занятие. Если он хочет спать, голоден или нездоров и капризничает,
лучше перенести занятие на более позднее время или вообще не проводить.
Очень важен положительный эмоциональный фон, особенно на начальном
этапе, когда формируется отношение к языку и обучению. Связанные с
организацией занятий проблемы гораздо проще решить, если занятия
проводятся в одно и то же время. Ребенок быстро привыкает к ритму, у
него вырабатывается своего рода рефлекс, в определенное время
"включающий" желание поиграть в английский (или, например, немецкий).
Обучение, особенно на начальном этапе, проводится с опорой на родной
язык, но постепенно переходим на иностранный. Дети очень быстро
запоминают значение выражений, которыми мы пользуемся на занятии,
например "Sit down", "come up to me", "show me" и т. д. Поэтому хорошо,
если все "технические" моменты на занятии (попросить ребенка подвинуть
стульчик, подержать картинку, игрушку, пригласить его поиграть и т. д.)
будут проходить на английском (немецком) языке.
В последующих
выпусках мы рассмотрим приемы обучения ребенка иноязычной лексике,
грамматике и фонетике и начнем практический курс обучения английскому и
немецкому языкам.
Также замечу, что не стоит гнаться за
количеством. Многие мамы подсчитывают, сколько слов выучил их ребенок. Я
вспоминаю один случай, когда мама привела ребенка на занятия и, узнав,
сколько слов мы "проходим" за урок, выразила недовольство по поводу
малого их количества. Она рассказала, что, занимаясь с репетитором,
ребенок за два месяца выучил 60 слов. Ребенок действительно знал много
слов, знал их перевод, но на занятиях он не пользовался языком в
коммуникативных целях, как другие дети с гораздо меньшим лексическим
запасом (мы прозанимались всего две недели). В конце занятия пораженная
мама воскликнула: "Ваши дети знают не более двадцати слов и уже пытаются
говорить!" Вот именно, пытаются говорить, и говорят, как умеют, как у
них получается. Это и есть самое важное в обучении ребенка иностранному
языку - развить у него потребность пользоваться иностранным языком,
говорить на нем.
Источник: http://www.solnet.ee/parents/pp_004.html |