Довольно часто
после прослушивания моего обычного семинара на тему "Как научить себя
учить английский", присутствующие на нем мои студенты-выпускники
(причем, наиболее прилежные из них) часто обращают мое внимание на то,
что я сказал, по их мнению, много ненужного (нужна теория или не нужна -
это,конечно, дискуссионный вопрос). "Все, что требуется людям, пытаются
они мне объяснить, - это - четкое понимание того, что им даст обучение
на курсах, на ваших или где-либо еще. Им хочется получить более
конкретную информацию об уровне, на который вы сможете их "вывести" и
насколько стабильными будут их новые навыки"... Поэтому я и решил в
первой части данной главы более подробно остановиться на том, что я
понимаю под словом "результаты". Ниже я приведу мои ответы на вопросы
корреспондента одного из международных информационных агентств с
некоторыми исправлениями и дополнениями. А пока я попробую осветить
общетеоретическую сторону проблемы: "как учить английский и у кого учить
английский".
Основной
вопрос, который задают абитуриенты любому преподавателю, в том числе и
мне, практически не надеясь получить удобоваримый вразумительный ответ:
"Чему конкретно я научусь на ваших курсах?". Я, например, отвечаю: "Вы
пройдете через комплексный курс, который будет состоять из двадцати
различных видов учебного материала, пооткрываете, развивая, рот,
произнесете вслух пятьдесят тысяч английских слов (на обычной
машинописной странице помещается до 350 слов) с все улучшающимся, почти
эталонным произношением и т.д." А что говорят мои коллеги? Кое-кто
просто выговаривает: "грамматику будем пытаться выучить", а кое-кто и
этого сказать не решается, а только рассуждает на тему изучения
английского вообще. А о результатах - еще более туманно, мол, через год
будете говорить лучше... У меня несколько иная схема, более конкретная.
Если мне задают прямой вопрос: "Смогу ли я после Вашего полного курса
разговаривать на уровне среднего американца или британца?" Я, обычно,
отвечаю: "Сможете! Если, в течение курса, прекратите общаться по-русски -
совсем". А то, что же получается, я или коллеги бьемся, человека
обучаем, а он дома "переформировывает" органы речи на русский лад. "Нос
вытащишь - хвост завязнет".
Понятно также,
что любой преподаватель, который обучает по чужому учебнику, как
правило, просто и представления не имеет, как описать конечный или
промежуточный результаты обучения: и ожидать ли их вообще. Это, кроме
того, еще может происходить потому, что никто его не научил
предугадывать реальные уровни познавательной активности, самодисциплины и
мотивации взрослого студента. Главная мораль: успех обучения зависит
также от поведения человека-ученика - в не меньшей степени!
Опыт моего общения с профессионалами подсказывает, что, обычно, отвечая на вышеприведенный вечный вопрос, педагог отвечает: "ОК!
Я обучаю разговорному или письменному английскому языку" или "Я увеличу
ваш словарный запас до двух, трех, пяти, семи тысяч слов" и все. Но не
может преподаватель с дипломом педагогического вуза обещать вам, что
усвоенная информация останется в вашей голове, на какой-либо приемлемый
срок (две недели, месяц, год), не может он дать такую гарантию.
Раскрываю маленький учительский секрет: после окончания
десятого-одиннадцатого класса средней школы (в зависимости от страны)
уже через 8 месяцев в голове ученика остается лишь 10% информации по
всем изучаемым дисциплинам и только по предмету "Биология" - 20%-30%
[источник - любой учебник "Введение в общую психологию"]. Как обучать -
многим известно, как обеспечить сохранение изученного в готовом к
немедленному практическому применению, активном "архиве" - не знает
практически никто.
Источник: http://subscribe.ru/archive/job.lang.education/200611/19013512.html |