Преподаватель - такая профессия, с которой каждый знаком не понаслышке.
Видели, знаем. Школа, вуз, курсы вождения или кройки и шитья, секции и
лекции. И каждый для себя решил, каким должен, и каким не должен быть
учитель. И что вообще от него требуется: чтобы научил, чтобы запомнился,
чтобы не навредил?
В школе и в вузе выбирать, как правило, не
приходится. Преподаватель достается такой, какой есть. Но в какой-то
момент становится понятно, каких знаний действительно не хватает, и мы
готовы заплатить за то, чтобы получить их. Часто это именно иностранный
язык. Для поступления в вуз, для работы, для того, чтобы работу поменять
или просто потому, что сегодня без языка никуда.
- Какими
качествами, знаниями, умениями должен обладать преподаватель
иностранного языка, чтобы мы не потратили деньги и время впустую? -
Спросили мы Оксану Лебедеву, руководителя учебно-методического отдела
Denis school, международной системы школ иностранных языков.
-
Готовясь к интервью, я поинтересовалась у своих знакомых, какой
преподаватель иностранного языка идеален для них. И оказалось, у каждого
свое представление об идеале. Большинство на первое место поставили
личные качества преподавателя - харизматичность, внимательность,
творческий подход и другие, на второе уровень владения языком и
профессиональные навыки преподавателя - умение обучать, объяснять
доходчиво и подробно, на третьем оказались образование (ВУЗ) и опыт
работы. Каждый, размышляя об идеальном преподавателе, основывается на
свой собственный опыт обучения и ищет то, что ему не хватало когда-то в
преподавателе и учитывает также свои особенности характера. Я думаю,
следует выделить некоторые объективные характеристики - знания и
качества, которыми должен обладать идеальный преподаватель. Безусловно,
это высшее профильное образование и высокий уровень владения языком, о
чем можно даже не упоминать - это само собой разумеющиеся вещи. Очень
важно для преподавателя умение адаптировать свою речь для слушателей и
умение объяснить очевидные для себя понятия просто и доступно. Важно
обучать слушателей реальному языку общения, а не готовить специалистов
по лингвистике. Часто преподаватели учат так же, как их учили в
ВУЗах, но цели слушателей совершенно другие - им совсем не обязательно
знать мельчайшие подробности грамматики, тонкости употребления слов, все
исключения из правил и т.д. Я бы еще выделила умение работать с
учебными пособиями и умение преломить любой учебник под нужды слушателя.
Ведь любое пособие может быть интересным и полезным, а не только те, с
которыми привыкли работать преподаватели. Все эти умения и навыки легко
реализуются с помощью методики. По такой методике работают преподаватели
ДС. Поскольку методика разрабатывалась совместно с психологами, она
учитывает также и психологические типы людей (аудиалы, визуалы,
кинестетики) и их метапрограммы (возможностные, процедурные). Всем нам
известно, что люди по разному усваивают информацию: кто-то любит
смотреть, кто-то слушать, а кому-то нужно изучать язык в деятельности.
Если мы говорим о метапрограммах, процедурным нужна четкая система
действий. Материал должен подаваться структурировано. Пока они не поймут
одно, им сложно перейти к другому. А возможностные наоборот, "умирают"
от скуки при выполнении четко последовательных действий. Вот, на мой
взгляд, наиболее важные умения и навыки, которыми должен обладать
профессионал.
- Учительские стили бывают разными. Можно
транслировать знания, не очень заботясь о том, что усвоил ученик, это,
скорее западная модель. Наш преподаватель, как говорят дети, больше
достает: он будет биться за то, чтобы все усвоили, "взяли" материал. У
кого лучше учить язык у русскоязычного преподавателя или у носителя
языка?
- Мы привыкли со школы: нам все объясняют, разжевывают,
требуют и заставляют. На Западе же преподаватель - помощник, который все
необходимое даст, но возьмет ли ученик - решать ему самому. Учение -
личное дело каждого, и никто не будет дополнительно требовать и
заставлять. Вряд ли англоязычный преподаватель будет учитывать ваши
личные особенности и цели - их должны знать вы. В обучении иностранным
языкам, носитель живого языка может поддерживать уже имеющиеся знания,
но для начального курса лучше русскоязычный преподаватель. Бывает,
после занятия с носителями языка слушатели жалуются, что преподаватель
не объяснил что-то, не исправил ошибки, не уделил должного внимания. Но у
него и у нашего слушателя разные модели урока, со своей стороны он
делал все правильно, только мы привыкли к другому: разные традиции
образования, модели поведения преподавателя и ученика. Но и запросы у
слушателей бывают разные. Кому-то удобно, чтобы с него требовали
пожестче, потому что он привык именно к таким отношениям с учителем или
потому что без этой требовательности трудно заставить себя заниматься.
Кому-то, наоборот, невыносим контроль, и общаться, даже с учителем,
хочется только в режиме сотрудничества, равного партнерства. Так что
вряд ли можно говорить об идеальном преподавателе, скорее о
преподавателе, подходящем именно для этого ученика.
- Насколько
полученное образование (ВУЗ, ученая степень, курсы повышения
квалификации, сертификаты) являются важными при выборе преподавателя?
-
К сожалению, но имя вуза и "крутизна" сертификата практически никак не
влияют на качество преподавателя, однако уровень интеллекта и степень
образованности играет большую роль. Часто преподаватели, приходя к
нам, претендуют на высокую оценку их опыта образования и работы. Однако
количество сертификатов и других регалий свидетельствуют лишь о любви к
учебе. Важно любить обучать, а не только обучаться самому. Конечно,
необходимо постоянно повышать свой профессионализм, но следует также
понимать, каких именно знаний и умений не хватает. Работая с большим
количеством преподавателей (их в ДС более 170), выпускниками разных
ВУЗов, имеющих опыт работы в различных образовательных учреждениях, мы
поняли, что всего этого не достаточно для действительно качественной
работы преподавателей. Мы постоянно проводили тренинги и семинары для
преподавателей, стараясь повысить качество преподавания. Практика
показала, что работать над отдельными аспектами не дает желаемых
результатов, поэтому возникла идея создать DS University. В рамках
нашего университета мы планируем обучение преподавателей по следующим
дисциплинам: большой блок методический, технологии и особенности
обучения детей и взрослых, конфликтология, тайм-менеджмент, личная
эффективность, актерское мастерство, компьютерная грамотность и другие.
- Можно ли научиться быть преподавателем или им надо родиться?
-
Главное любить свое дело - передавать знания и достигать результата, и,
если не хватает опыта и знаний, их можно приобрести. Недостаток опыта -
это недостаток быстропроходящий. Преподаватель - это актер - всегда с
людьми, всегда на людях, всегда игра, и чтобы тебя признали как
профессионала, надо постоянно работать над собой, надо трудиться, надо
посвятить себя своей профессии, и тогда успех обеспечен.
Источник: http://www.study.ru/support/lib/note75.html |