Изначально курсы предполагает обучение нескольких учеников в группе. Что же мы получаем, обучаясь вместе с другими?
Язык – это способ коммуникации, общения между людьми. Но
естественное общение – это разговор один на один. Изучая иностранный
язык, мы всегда предполагаем, что общаться будем так же, как и на родном
языке, то есть, преимущественно один на один. Собеседник с
собеседником. На курсах же нам заранее предлагается противоестественный
балаган: разговор среди пяти, десяти, а то и больше людей (учеников на
курсах). Такое общение (если это слово вообще подходит в данном случае)
возможно только и исключительно на базаре, когда основанная задача –
перекричать конкурентов. Подобный опыт вряд ли когда-либо пригодится в
жизни. Итак, на выходе мы имеем никчемный опыт и, как правило,
совершенную неспособность общаться один на один с носителем языка. Итак,
обучение в группе не дает опыта пользоваться основной функцией языка –
посредника между людьми.
Рассмотрим такой способ обучения с экономической точки зрения. На
первый взгляд языковые курсы кажутся гораздо дешевле, чем индивидуальные
занятия. Но при этом нельзя забывать, что даже в идеале у преподавателя
курсов времени на каждого ученика приходится ровно на столько меньше,
сколько у него таких учеников в группе; почему в идеале – потому, что на
практике в группе всегда говорит один, от силы два студента, а
остальные как молчали до курсов, так и промолчат все время занятий,
боясь показаться некомпетентными на фоне «асов». Соответственно, если в
группе 10 человек, то фактическая стоимость урока для каждого в десять
раз выше, чем та, которую выставили курсы.
С психологической точки зрения обучение в группе также не очень
комфортно. Возникает совершенно ненужная соревновательность между
учениками. Они стараются заниматься не для себя, не для знаний, а ради
похвалы преподавателя, ради того, чтобы выделиться на фоне других
учеников. Половина же, как правило, вообще уходит в глухую оборону и
старается не высовываться, то есть не говорить вообще. Раскованности и
ощущения свободного, непринужденного разговора не возникает и возникнуть
не может.
С точки зрения отдачи преподавателя, то есть эффективности его
работы, обучение в группе также вызывает сильные сомнения. Основная
задача учителя в любой группе – удержать внимание учащихся (вспомните
среднюю школу). Поэтому любые курсы и предлагают игровые методики, чтобы
скучно не было. Дело в том, что сосредоточиться на учебе можно одному,
самое большое двум студентам, но уже третий всегда будет отвлекаться, а
если их больше, то риск того, что внимание к уроку вообще пропадет,
растет с геометрической прогрессией. Игровые методики, как правило, не
дают никаких особых результатов, поскольку направлены не на обучение, а
на развлечение. При этом преподаватель отдыхает сам: ведь серьезной
работы он не делает, только играет на уроке. Соответственно, учитель и
не выкладывается. Тому есть и другие причины: нет и не бывает людей с
одинаковыми интеллектуальными способностями и идентичным эмоциональным
складом. Поэтому все люди воспринимают информацию с разной скоростью.
Преподаватели это знают и прекрасно понимают: то, что можно выучить один
на один за один урок, в группе растягивается на три-четыре занятия. И
если индивидуально надо настраиваться на студента и полностью
выкладываться, то на групповых занятиях достаточно полистать учебник да
«поиграть», чтобы не скучно было.
Отсюда, как следствие, еще один существенный недостаток курсов –
отсутствие целенаправленной, многоуровневой подготовки ученика
(фонетика, лексика, грамматика, аудирование, перевод, общение). Как все
это уместить в один урок, если в классе несколько человек? Ведь в идеале
надо проверить каждого и объяснить каждому новый материал. Вот и
ограничиваются курсы выбором одного, «лучшего» учебника и залистывают
его до дыр.
В целом подход языковых курсов целиком и полностью заимствует и
сохраняет старую традицию совковой школы - ликбез (ликвидация
безграмотности). Была такая политика в Советском Союзе: быстро и на
скорую руку «научить» тысячи крестьян и рабочих. Набивали в классы по
сто человек и коллективно обучали, поскольку в Стране Советов все
делалось коллективно. Естественно, толку от такого обучения не было
никакого. Одно слово - «ликбез». Жалко только, что многие, впитавшие с
молоком матери такую «науку», пытаются и сейчас применять ее на практике
группового обучения.
Источник: http://fidel-ua.livejournal.com/1151.html |