Все больше и больше американцев хотят, чтобы их дети с раннего возраста
"погружались" в изучение иностранных языков. Особой популярностью стали
пользоваться так называемые "immersion programs". По данным
Ассоциации Иностранных Языков (the Modern Language Association), никогда
ранее в колледжах и университетах США не наблюдалось такого количества
студентов, изучающих иностранные языки, как сейчас. За период с 1998 по
2002 их число увеличилось на 17%. Около 9% всех учащихся в американских
колледжах занимаются на языковых курсах - это самый высокий показатель в
стране с 1972!
Самым распространенным среди американских
студентов сейчас является испанский язык, за ним следуют французский,
немецкий, японский, китайский и итальянский. Гораздо более популярными,
чем раньше, становятся редкие или, если так можно выразиться,
экзотические языки: американский язык глухонемых (American Sign
Language), арабский и древнееврейский (biblical Hebrew).
Чем же
объясняется эта вдруг проявившаяся у носителей одного из самых
популярных языков мира заинтересованность в расширении лингвистического
кругозора? Что заставило американцев осознать важность языковой
эрудиции, если английский все еще не потерял своего негласного статуса
"лингва-франка"?
По мнению американских специалистов, давно
озабоченных отсутствием у своих соотечественников интереса к изучению
иностранных языков, США нуждается в расширении языкового потенциала, но
и, одновременно, сталкивается с внутренними и внешними противоречиями,
замедляющими процесс повышения лингвистической образованности граждан.
С
одной стороны, Америка проявляет прямо-таки параноидальную
озабоченность по вопросу распространенности на территории страны
какого-либо другого языка, кроме "американского". Эта "мания"
сформировалась, в первую очередь, вследствие малой заинтересованности
иммигрантов в изучении английского. Некоторые "патриоты" особенно боятся
би- или мультилингвизма как факторов, способных разрушить основы
американского общества: в этом случае английский словно выступает в роли
клеящей прослойки, устранение которой приведет к распаду страны на
отдельные кусочки.
Другим обстоятельством, объясняющим апатичный
настрой американцев на изучение иностранных языков, является высокая
степень распространенности английского практически во всех странах
мирового сообщества. Как у жителя Америки может возникнуть потребность в
знании других языков, если его везде поймут и без этого?!
Однако
изменение политической ситуации как внутри страны, так и за ее
пределами, постепенно сказывается на этих "тормозящих" факторах,
заставляя население Америки несколько пересмотреть свою позицию
лингвистического "монополизма".
Специалисты из разных сфер
общественной и политической деятельности давно рассматривают пути
изменения "установки" жителей Америки по отношению к вопросам
билингвизма. В американских СМИ с некоторого времени активно освещаются
положительные стороны обязательного преподавания иностранных языков в
учебных заведениях, подчеркивается важность языкового аспекта для
решения многих насущных проблем, возникающих в связи с государственной
политикой и национальными особенностями населения США.
Многие
преподаватели говорят о том, что дети из семей иммигрантов, плохо
владеющие английским, должны иметь возможность хотя бы в начальных
классах школы заниматься на родном языке, чтобы не отставать от своих
англоговорящих сверстников. С другой стороны, владение иностранными
языками приобретает дополнительное значение для американских вооруженных
сил. В связи с ситуацией на Ближнем Востоке американские войска все
больше испытывают потребность в специалистах с лингвистическим
образованием.
Однако, несмотря на пропаганду изучения иностранных
языков, пока этот аспект учебного процесса еще не получил в США
достаточного развития в национальном масштабе. Лишь семь из 50 штатов
включили иностранные языки в обязательный учебный план школьников в
возрасте от 6 до 12 лет. Для дополнительной поддержки языкового обучения
в начальных школах правительством США был разработан специальный
законодательный акт под названием "No Child Left Behind".
Источник: http://www.study.ru/support/lib/note14.html |