Четверг, 25.04.2024, 07:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Английский - ВСЕМ!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Преподаватели. Советы и секреты » Александр Курганов

Ошибки как друзья

Ошибки как друзья

Подполковник скомандовал: «Курсант Мороз, взять флажок и установить его на дальности сто метров! Богатырского роста и веса добродушный парень схватил флажок, выполз из траншеи, встал и медленно побежал вперёд. Грузность свою, очевидно, парень считал большой добродетелью, так как способ установки флажка он выбрал самый простой - силовое втыкание в землю. Первая попытка окончилась неудачей, но здоровяк не сдался. Он поднатужился и надавил на флаг всем своим весом. Земля, однако, была слишком сухой и не уступила даже такому здоровенному парню. Вся эта картина была как раз кстати для разрядки студентов – четверокурсников  в трудных полевых условиях. Рота сидевших в окопах и наблюдавших над бесполезными потугами «детины», начала дружно смеяться над его несообразительностью. Великану было поздно менять подход к установке флажка. Ему надо было во что бы то ни стало доказать свою правоту. Иначе – позор! Он продолжал яростно, но бесполезно тыкать древком в твердый как цемент грунт. В конце концов так все и закончилось - позором. Подполковник  из окопов заорал: «Всё-ё-ё-ё-ё!!! Ты убит! Помогите ему кто-нибудь!» Второй курсант подбежал к первому и легко закрепил флажок между положенными рядышком тремя камнями.
 История эта даёт лежащий на поверхности вывод: не стоит совершать и тем более настаивать на глупости, а стоит прислушиваться к мнению окружающих.
Ну а как же песня Высоцкого: «Трибуны дружно начали смеяться, но пыл мой от насмешек не ослаб Разбег, толчок, прыжок и два двенадцать теперь уже мой пройденный этап!» и из этой же песни: « Но свою неправую правую я не сменю на правую ле-ву-ю-у-у!?»
Иногда мы делаем что-то, зная, что совершаем ошибку. Другие могут сказать: - "Вот, мол, боится признать очевидную ошибку. А мы делаем это, делаем, пока не станет уж очень очевидно. Кажется глупым, что мы заведомо начинаем тупиковый путь. А вдруг там нет тупика? Вдруг там какое-нибудь открытие?" Иногда, хоть и очень, очень редко, такое случается. Все вдруг начинают говорить и удивляться: - «Ты смотри, мол, как получилось»! А иногда просто нужно пройти тупиковый путь, чтобы больше туда не возвращаться.
Мой вывод таков: от ошибок никто не застрахован, и смешного в них ничего нет. Ошибки, как булыжники, являются строительным материалом для «дороги истинного знания».
Есть, конечно, и другая опасность – переоценить метод проб и ошибок. Вот, делаем мы грамматические упражнения. В группе несколько человек. Читаем предложения с каким-то заданием по очереди. Студентка делает ошибку. Говорю:
-Нет, не так.
-Так?
-Нет, и не так.
-Тогда так?
-Нет.
-А как?
- Вот как!!!
- А-а-а-а-а!!!
Продолжаем делать упражнение. Опять ошибка. Опять похожий диалог. И так весь урок.
На следующий день та же картина, те же студенты и те же ошибки. Думаете, что ошибки после этого уходят? Ошибаетесь. Я знаю студентов, которые, десять лет отучились в спецшколе с уклоном английского, а допускают те же самые грамматические ошибки на протяжении …лет!
Метод проб и ошибок переходит в метод «няньки». «Ребёночек» в данном случае – преподаватель. «Няньки» - студенты. Вот и получается:
Задал учитель вопрос (читай, ребеночек заплакал). На тебе игрушку. Не понравилась? На тебе другую. И эта не нравится? А какую же? Ах, вот эту? Ну, на! (Ах, какой он умный, наш учитель)!
На таком уроке каждый думает о своих личных проблемах, и все (включая учителя) думают об одном – поскорее бы закончился «занудный» урок. Практически же с самой «дороги» «булыжники» можно устранить путём целенаправленного закрепления навыков  запоминанием текстов. Ошибки тогда могут уходить из речи десятками.
Когда, например, я учу тексты, то намеренно выбираю такие, в которых после первого пересказа у меня набирается от пятидесяти до семидесяти ошибок. Если текст насыщен такими ошибками, это очень здорово, потому что есть смысл его проанализировать и выучить («расчистить дорогу»). Ошибки подсказывают то белое пятно, где мой опыт не может справиться с ситуацией. Когда ошибок нет или есть, но мало, я считаю такой текст слабым и не соответствующим темпу желаемого мною  развития. Когда текст разобран, ошибки уходят очень быстро. По моему опыту запоминания текстов (когда заучивал я сам или учил студент с моей помощью), пять-семь десятков ошибок уходили за 5-10 попыток перевода текста с весьма стойким результатом.

Ошибки (если, конечно, это не фатальные, ведущие к деградации личности или смерти, пороки) не должны пугать. Ошибки в речи - это путь к познанию естества языка. Это - полет фантазии. Это - практическая жилка, любовь к эксперименту.
Я совершал, совершаю, и буду совершать  всевозможные ошибки. Это даже интересно. Вот сделал ошибку и любуйся, какова разница между тем, что должно быть и тем, что есть.
Ведь именно эта глупость и ошибки привели меня к открытию, которое я назвал бы главным открытием в моей жизни.
Какие установленные правила я нарушил, совершив свое открытие? Вот они:

  1. Механическое запоминание слов не только ничего не дает, но и вредно.
  2. Чем больше словарь, которым Вы пользуетесь, тем лучше.
  3. Наилучший путь запоминания слов - выписать несколько (несколько десятков) слов и потом закреплять их в многочисленных упражнениях.

Вы когда-нибудь видели, как «жучкует» землеройка? «Жучкует» - это охотится на жучков. Нос её быстро движется в разных направлениях и при этом втягивает в себя воздух. Так вот, способ этой охоты – метод проб и ошибок, частотой подходящий к биологическому ритму грызуна. Каждый поворот мордочки – это проба. Несколько проб – материал для анализа ситуации. Из нескольких проб выбирается наиболее «перспективное», с точки зрения крошечных мозгов зверька, направление движений. И вот он – вожделенный и вкусный жучок, на пять минут отдаляющий землеройку от голодной смерти. Поела? Пора двигаться дальше. Энергии хватит очень ненадолго. Таков жестокий, существующий миллиарды лет закон выживания для землероки, ежеминутно показывающий ей безжалостный оскал смерти.
Если бы землеройка понимала человеческий язык и ей бы рассказали о  ежедневном трехразовом питании человека, она бы, наверное, очень удивилась, как такой «сомнамбула топчет эту землю и не умирает от голода». Дурочка же! Не знает, что этот закон всеобщий. Просто у человека другой ритм. Он, если не болеет, месяц может обходиться без питания, и при этом даже может не умереть.
Метод проб и ошибок применяется человеком довольно часто.
Но довольно часто человек боится ошибок. Ну это и понятно: ошибки задерживают наше поступательное развитие и рушат наши планы. Отсутствие ошибок считается профессионализмом и добродетелью, их присутствие – показателем несовершенства способностей, а в крайнем случае – «трудными родителями» опыта. Есть об ошибках и пословицы с поговорками: «учись на чужих ошибках, а не на своих», «конь о четырёх ногах, а «ошибается», «ошибка молодости», «старый дурак», «наступить на грабли», «за ошибки надо платить», «мы друзей за ошибки прощали», и т.д. Да, и вообще, любая пословица и поговорка – это предостережение от ошибки.
Нелюбовь к ошибкам доходит до паранойи. Часто по невежеству или намеренно путают ошибку и порок. Просто поражает, как несправедливо могут «атаковать» человека из-за простой ошибки, а под видом такого наказания излить на него шквал действительно уж порочной ненависти.

Представим себе некую тропинку с ответвлениями, где каждое ответвление может оканчиваться тупиком, или привести к выходу, но более длительным, по сравнению с другими, путём. Специалисту, который обследовал этот лабиринт, известно о тупиках и о длине различных путей, что ведут к верному выходу. Но такой лабиринт – это слишком упрощенная модель для методик изучения иностранного языка, а времени на усвоение языка требуется довольно много, поэтому и получается, что каждый, кто пробился через дебри методической науки, усвоения слов, грамматических правил, произношения и т.д. к какому то положительному опыту овладения языком, предлагает, (верю, что вполне искренне), только свой путь прохождения данных дебрей. Конечно, каждый, кто успешно завершил этот эксперимент, достоин всяческой похвалы. Но существует ли окончательный ответ на вопрос: как лучше и быстрее всего выучить иностранный язык?
Пришла пора вернуться к нашей землеройке. Если бы специалисты по методике изучения языков занимались методикой так же быстро, как ищет жучков землеройка, все нужные методы бы уж давно были отточены, а неэффективные - забыты. «Ну-у-у-у», - скажете, «уж какие мы есть, такие есть! И ничего с этим не поделаешь! И задачи человека несопоставимы с задачами рыжей землеройки». Согласен. А все таки жаль!






Источник: http://www.200slovvchas.net
Категория: Александр Курганов | Добавил: deni (17.05.2012)
Просмотров: 344 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: