В первые годы Советской власти (1917—1931) в обучении иностранным языкам
применялся, главным образом, грамматико-переводный метод. В 30-е годы
XX столетия в соответствии с постановлениями партии и правительства о
начальной н средней школе (28. III. 1930 г., 5. IX. 1931 г., 25. VIII.
1932 г., 12. II. 1933 г.. 16. V. 1934 г., 16. IV. 1940 г. и др.) в
советской школе утверждается сознательно-сопоставительный метод. В связи
с коренными изменениями в системе народного образования, расширением
сети начальных и средних школ, высших учебных заведений возникла
потребность в подготовке преподавателей иностранных языков. В этот
период создаются первые советские программы по иностранным языкам,
стабильные учебники, учебные пособия и другие методические материалы для
средней и высшей школы. Среди наиболее значительных изданий следует
назвать: работы Л. В. Щербы «Об общеобразовательном значении иностранных
языков», «Как надо изучать иностранные языки», «К вопросу о двуязычии»,
«Преподавание иностранных языков в средней школе»; М. В. Сергиевского
«Общеобразовательное значение иностранных языков»; К. А. Ганшиной
«Методика преподавания иностранных языков»; И. А. Грузинской «Методика
преподавания английского языка»; А. А. Любарской «Методика преподавания
французского языка»; Г. В. Гольдштейн и Р, К. Розенберг; «Методика
преподавания немецкого языка»; 3. М. Цветковой «В помощь учителю
иностранного языка в средней школе»; словарь-минимум для средней школы
группы авторов (В. Д. Аракин, А. В. Монигетти, И. В. Рахманов, Д. Л.
Щерба). Начинают издаваться периодические журналы: «Иностранные языки в
школе», «Советская педагогика», а также отдельные методические сборники.
С целью подготовки высококвалифицированных педагогических кадров
организуются институты иностранных языков в Москве, Ленинграде, Горьком,
Харькове, Киеве. Методологической основой
сознательно-сопоставительного метода является марксистская
материалистическая теория познания объективной действительности.
Психологическими истоками метода послужили материалистические взгляды
русских мыслителей Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Сеченова о
детерминированности индивидуально-психического общественно-социальным, о
связи языка и мышления, слова и понятия, о роли языка в формировании
сознания, о роли сознания в познавательной стельности человека.
Лингвистическое обоснование метода дал своих трудах Л. В. Щерба,
поставив проблемы языка и речи, стилей произношения, взаимоотношения
лексики и грамматики, строевых и знаменательных элементов языка,
толкования слов, активной и пассивной грамматики. В основе
сознательно-сопоставительного метода лежит осмысление действия, а не
механическая выработка навыка, осознаваемое, а не интуитивное овладение
языком.
Источник: http://www.referats.net/online/referat.php?id=rkr-a-4435&show=13 |