После заграничных летних отпусков в памяти соотечественники: красивые,
загорелые, но абсолютно бессловесные на фоне невзрачных, но
англоговорящих немцев, турок, болгар и прочих. Поэтому учить или нет
ребенка иностранному языку — давно не вопрос. Разобраться бы, с какого
возраста начинать, какую методику выбрать, чтобы ученье было в радость, а
знания сохранились на долгие годы.
Это не миф: дети
действительно легче усваивают язык в возрасте от 3 до 7 лет. Правда, и
забывают все гораздо быстрее. Чтобы такого не происходило, есть
несколько обязательных условий.
Сначала ответьте на вопрос: зачем
ребенку язык? Для выезжающих на постоянное место жительства заграницу
или для будущих студентов иностранных университетов нужна одна
подготовка, для поступающих в языковой или престижный экономический вуз —
другая. Какой вуз в три года?! Хоть бы лепетал немного и то хорошо. В
таком случае уровень знаний ребенка, вероятно, будет: «тут помню, там не
помню». Если нет цели, совершенно непонятно, по какой методике обучать
малыша. Взять, к примеру, детский сад с изучением английского языка (в
Красноярске это частные сады). По идее, у сада должна быть тесная связь
со школой, где малыш продолжит обучение, иначе к языку в детсаду стоит
относиться как к физкультуре, то есть как к развлечению. Ребенок забудет
все, оказавшись в обычной школе, где язык преподают с 5-го или даже с
1-го класса, методики-то никак не связаны между собой. Стандарты преподавания
Сегодня
в школах есть четыре базовых модели преподавания иностранного языка.
Первая — обязательный общеобразовательный минимум с 5-го по 9-й класс по
два часа в неделю. Так работает большинство массовых школ. Обязательный
минимум никого ни к чему не обязывает, и надеяться на поступление в
престижный, а тем более, заграничный университет, с такими знаниями
бесполезно, даже если у ребенка твердая «пятерка».
Вторая модель —
обучение с 1-го по 9-й класс по два часа в неделю с делением класса на
две группы по 10—15 человек. «По усмотрению школы» (такая формулировка
есть в учебном плане) занятия языком могут быть продолжены в 10-м и 11-м
классах, но за счет дополнительной нагрузки на детей.
Третья
модель — углубленное изучение иностранных языков. Как правило, это
английский и немецкий. Школы, где преподают по этой модели, называют по
старинке «специальными». То есть основной (первый) язык в расписании с
1-го по 11-й классы, занятия по подгруппам не более десяти человек, с
5-го класса начинается второй язык. Четвертая модель — подготовка детей к
сдаче экзаменов на международные сертификаты и к обучению по некоторым
предметам на иностранном языке. О таких школах нам приходится только
мечтать. Ближайшие в Москве, они включены в систему международного
бакалавриата. Для интересующихся: это общегородские 45-я и 1610-я, школа
«Премьер», Московская экономическая школа, частная школа «Марина»,
специализированные немецкая № 1513 и испанская № 1410. Поступить в такую
школу может любой первоклашка, нужно лишь пройти языковое тестирование и
уметь произнести несколько фраз.
Когда цель более-менее понятна и
проведено тщательное исследование, где и как в нашем городе детей учат
языкам, имеет смысл обратить внимание на следующее: 1. Возраст, или психологическая готовность к обучению.
Специалисты
советуют знакомить ребенка с иностранным языком тогда, когда он уже
довольно свободно говорит на родном: знает названия фруктов, овощей,
основных цветов, умеет считать до десяти. То есть у него уже есть
представления, на которые можно опереться при изучении иняза. Если же не
все так гладко с русским, со вторым языком лучше повременить. Хотя
существуют методики, когда детей обучают сразу двум языкам: выучили счет
на русском, в этот же день те же цифры, но по-английски. Правда, для
этого с группой работают два преподавателя, один из которых — носитель
языка, не знающий ни слова по-русски. Он не учит, а лишь повторяет слова
и ведет знакомые малышам занятия, например, рисование, но общается с
детьми на своем родном языке. Этот метод часто называют «метод
гувернантки». Он создает необходимую языковую среду. 2. Языковая среда
Еще
одно условие успешного изучения. Психологи говорят, что знания,
заложенные в раннем детстве, исчезают лишь в старости при распаде
памяти. Так что мультфильмы, аудиокассеты и CD на изучаемом языке должны
быть в свободном доступе. В нашем городе вряд ли можно найти
няню-носителя языка, но это вариант идеальный, живой язык на уровне быта
усваивается сам собой. В этом отношении повезло детям двуязычных семей,
где мама и папа — носители разных языков. При этом родным для ребенка
будет тот язык, который окружает его на улице, в детском саду и так
далее. В семье Катерины папа говорит с дочкой по-английски, а живут они в
Красноярске. Двухлетняя Алиса пока предпочитает выражать свои желания
без помощи слов. Заговорит она, вероятно, на двух языках сразу, не
разделяя языки на русский и английский. Либо на русском, но английский
будет свободно понимать, потому что на нем родители говорят между собой.
Кстати,
какому языку начинать учить, английскому или китайскому, не важно.
Главное — соответствующая среда, и чтобы ребенок мог одновременно не
только говорить, но и слышать живую речь на иностранном. Так же важно,
чтобы он с детства привыкал к знакам и к изображениям иностранных букв. 3. Интенсивность занятий
Самые
маленькие должны заниматься иностранным не меньше трех раз в неделю.
Пятилетним обычно достаточно двух раз в неделю. Причем, если трехлетки
занимаются не более 40 минут, ребятишки постарше — уже по 1,5 часа. Если
язык идет хорошо, ребенку нравится и родители «за», можно увеличить
число часов. Но будьте осторожны: никакой зубрежки! Прежде всего —
малышу должно быть интересно. При изучении иностранного трехлетки быстро
устают, поэтому хороший учитель меняет вид деятельности каждые 7—10
минут. На первом этапе задача — погрузить ребенка в язык через игры,
стишки, песенки и разговорную речь. Книжки и прописи появляются гораздо
позже, не стоит забегать вперед преподавателя. Кстати, прежде чем купить
аудио-пособие «Английский с мамой», тоже лучше посоветоваться, ведь
методики преподавания разные 4. Эффективность
Не ждите
быстрого результата. «Норма молчания» три-четыре месяца, а дома ребенок
может заговорить намного позже, тут ведь нет языковой среды. Но если он
выучил первое стихотворение на английском — просите рассказывать,
демонстрируйте родственникам талант вашего чада, пусть хвалят как можно
больше! Кстати, сначала дети стесняются, и занятия могут посещать
родители, но позже необходимость в этом отпадает. Некоторые
преподаватели практикуют выдачу родителям аудиокассет с записью
прошедших занятий, это удобно и эффективно для повторения пройденного
материала.
В общем, учите детей и учитесь сами. А мнение о том,
что иностранный помешает освоению родного языка или «перегрузит»
ребенка, оставьте поклонникам советских форм обучения: если малышу
интересно и он не устает — занимайтесь на здоровье. Не хочет или пока не
может — не давите. Ведь это вы понимаете, что знания открывают мир, а
ребенок вырастет и сам разберется, когда и какой язык изучать.
Источник: http://www.newslab.ru/news/article/290046 |