Само название этого метода говорит о том, что наиболее полного,
правдоподобного, эффективного метода быть вообще не может быть, кроме
него, конечно.
Тут прям наталкиваемся на парадокс всей науки, наверное. Если взять
любую отрасль знаний (кроме языков), то фундаментальный метод – это
сердце, главный орган в организме научной деятельности.
Приверженцы традиционной, классической методики преподавания полагают,
что обучение иностранному языку нужно строить через объяснение и
заучивание его структуры. То есть, изъясняясь на неродном языке,
человек якобы должен знать, какими грамматическими категориями он
оперирует, из каких элементов строит свою речь и каковы их функции. И
все это нужно выучить, а затем сознательно употреблять в своей речи.
Предполагается, что когда Вы говорите, то в голове автоматически
перебираете падежи, склонения и спряжения, а также временные формы и
т.п.
Эмоционально-смысловой метод, как правило, используется в авторских
школах и в какой-то степени является ответвлением от коммуникационного.
Здесь по популярности нет равных Игорю Шехтеру ("Система-3") и Галине
Китайгородской ("Школа Китайгородской").
Сторонники коммуникативного подхода считали, что усвоение иностранного языка происходит по тем же принципам - как усвоение языковых средств выражения той или иной функции. В течение нескольких лет этот подход к обучению завоевал лидирующие позиции в методологии. Первая волна «коммуникативной революции» основывалась на идее о группировке единиц языка согласно коммуникативной функции. Вторая волна коммуникативной революции возникла к начале 80-х.
Чем же от этих устоявшихся методик отличается коммуникативная? На самом деле, это в какой-то мере синтез тех двух способов обучения. Но несмотря на это, коммуникативный метод имеет свои новшества, свои особенности и преимущества. Это самый популярный метод. По его системе занимаются все иностранные школы за рубежом. Главное направление этого метода – общение. Поэтому на уроке обязательно присутствие представителя языковой группы, изучаемого языка. На занятиях ученикам позволяют применять свои языковые способности в реальных жизненных условиях. Благодаря таким возможностям учащиеся могут свободно выражать свои мысли на иностранном языке, используя соответствующие грамматические правила.
В рекламных объявлениях многих газет и журналов мы часто встречаем фразу: "…обучаем иностранным языкам по коммуникативной методике". В чем ее суть и как с ее помощью можно выучить язык - знает далеко не каждый. В изучении языка, как известно, чудес не бывает. Поэтому любая методика должна подкрепляться, в первую очередь, регулярными занятиями, желанием выучить язык и верой в успех. Ну, а хорошую школу отличают прежде всего эффективная методика и высококвалифицированный преподавательский состав.
Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, обратив внимание на проблемы ситуативно обусловленного обучения устным видам речевой деятельности, типологии текстов и ситуаций, разработки коммуникативно ориентированных упражнений, широкого использования ролевых игр.
Коммуникативный метод изучения иностранного языка, в частности, английского, стал очень популярным и даже модным в последние годы. Однако по этой причине суть метода, равно как и его существенные отличия от других методов, начали постепенно стираться, забываться и теряться. В данной статье необходимые акценты будут расставлены с точки зрения сравнения двух методов — коммуникативного и традиционного.