На этой неделе я поговорил с несколькими разбирающимися в проблеме
дистантного образования людьми, в том числе вчера с А.Шкредом
(intuit.ru). Все они отмечают, что дистантное образование хорошо
передает знания, но вот различные социальные аспекты (ценности и
убеждения, принадлежность к школе и профессии, навыки обсуждения проблем
с коллегами и коллективной работы, и т.д. и т.п.) для дистантного
образования труднодостижимы. "Полный опыт", как это делается в лучшем
очном образовании, от учителей к ученикам в дистантном образовании не
переносится, только знаниевые его аспекты.
Вот мой ответ оппонентам:
1.
Да, дистантное образование прошлых лет мало отличается от выложенного в
онлайн учебника. Web 1.0 -- это следующее поколение книго (диско, кино,
звуко и прочего) печатания.
2. Дистантное образование последней
пары лет позволяло использовать концепты Web 2.0 (вики, блоги и прочие
средства письменного общения преподавателя и студентов). Но этих
текстовых средств явно недостаточно, чтобы происходил перенос "опыта", а
не "логики". Асинхронная "дискуссия по переписке" -- это совсем не то
же самое, что синхронная дискуссия с преподавателем и одногруппниками.
3.
Образование, подразумевающее "перенос опыта", а не только "овладение
системой знаний" должно включать в себя непосредственное общение с
преподавателем, который отнюдь не только "выправляет логику" в
деятельности ученика, выдает правильные последовательности заданий и
осуществляет прочие "рациональные" действия. Существенная часть
"переноса опыта" происходит путем перенимания учеником микродвижений
преподавателя, интонаций речи (маркирования в предложениях) и прочих
невербальных составляющих коммуникации в учебных ситуациях. Понятно, что
методы Web 1.0 и даже Web 2.0 ничего этого не могут. Живое (вместе с
невербальными компонентами) общение необходимо для качественной
инсталляции убеждений, предпочтений, акцентов в значимости тех или иных
критериев и т.д..
4. Возможность нормально, массово и дешево
использовать синхронный звук (VoIP) в дистантном образовании появилась
по сути только в 2005-2006 годах. Возможность массового использования
видео появилась тогда же (иначе бы youtube.com появился и расцвел много
раньше). Все это обусловлено двумя факторами: а) ростом мощности
нетоповых компьютеров (скорость процессора, объем оперативной памяти,
объем винчестера, разрешение экрана) и б) шириной домашнего канала
(переход на broadband, сделавшего возможным стриминг).
5. Но даже
видео и аудио "конференции" не позволяют организовать живое общение:
Web 2.0 с параллельным использованием Skype не дает существенного эффекта совместного присутствия, и (как ни удивительно!) видеоконференции тоже не дают эффект "собрания вместе". Этот эффект совместного присутствия
на сегодня доступен не в текстовых, а в 3D-мирах, которые используют
особенности человеческого восприятия, отождествляющего человека и его
виртуального аватара. Это, конечно, промежуточный шаг к полноценному
виртуальному присутствию, где аватар полностью отображает микродвижения
своего прообраза и аудиальное маркирование не входит в противоречие с
визуальным маркированием -- но все-таки это шаг к полноценному
виртуальному присутствию по сравнению с синхронным "телефонным звонком" и
много более асинхронным чатом.
6. Фактически, образовательные
проекты ничем не отличаются от любых других коллаборативных проектов,
где требуются средства организации совместной деятельности в их полном
спектре: полностью асинхронные (выкладывание текстов "нетленки"), более
синхронные (учитывающие время и ситуацию -- блоги и тредовые дискуссии),
еще более синхронные -- чаты, еще более синхронные аудиочаты, еще более
синхронные голосовые чаты (в том числе с аватарным присутствием) и,
наконец, полностью синхронные полномасштабные видеоконференции. Заметим,
что комбинирование всех этих средств представляется не только
возможным, но и необходимым (см., например, "виртуальный офис будущего" http://ailev.livejournal.com/447763.html).
Конечно, любая коллаборация подразумевает качественную коммуникацию, в
том числе и "образовательного типа" -- передачу опыта, знаний, помощь в
освоении ментальных (а часто -- и моторных, даже если они только
"клавиатурные") навыков. Но образовательная коммуникация предъявляет
повышенные требования к такой коллаборативной среде (Г.Лебедев любил
приводить пример с учебным автомобилем -- он должен быть намного
безопасней неучебного; не иметь лишних для ученика профессиональных
органов управления (типа рычага передач); должен уметь ездить сам - даже
когда новичок бросает управление; автомобиль должен показывать ему
лучшие приемы вождения; должен уметь ездить по песку и болотам (а то
вдруг ученик туда случайно заедет?); летать через пробки (ученик не
сможет во время обучения держать в голове такие тонкости, как заторы на
дорогах). Эти требования просты: освоение коллаборативной среды должно
быть много проще, чем освоение учебных курсов, плюс коллаборативная
среда должна в максимальной степени обеспечивчать невербальную
коммуникацию учеников и преподавателей.
7. Тем самым задача
построения дистантного образования, обеспечивающего "перенос полного
опыта" (формирование эмоционально-аффективной составляющей опыта,
attitude в модели KSA http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/bloom.html)
не имеет на сегодняшний день однозначного решения и не доказана ее
достижимость. Тем интереснее -- это вызов. В онлайновых мирах "эффект
присутствия", отождествление себя с виртуальным аватаром сделал
возможным достижение нового эмоционального уровня вовлечения,
организацию сплоченных команд. Нужно проверить, достаточно ли этого для
совершения очередного значимого шага в дистантном образовании -- выхода
за пределы парадигмы "донесения знания" и хотя бы прикосновение к
парадигме Школы (как социальной общности, разделяющей общую
микрокультуру, ценности и предпочтения, воспроизводящей некоторые типы
рассуждений. Школа как люди и их образ жизни, а не как "набор теорий").
8.
Собственно, мейнстрим современной науки дистантного образования именно в
этом направлении и плывет. Ничего необычного, всем хочется добыть
Священный Грааль (см., например, www.sloodle.org и кучу аналогичных
инициатив).
Ну, и я тоже поэкспериментирую в этом направлении.