Побеседуем с Вами о том, почему так важно при изучении нового языка осваивать и новое произношение, и с какими трудностями это связано.
При общении с иностранцем имеется две разные задачи:
1. сказать то, что Вам хочется, и
2. понять то, что сказали Вам.
В первом случае Ваш речевой аппарат (язык и
губы, взаимодействующие с зубами и небом, глотка и гортань), производит
определенные звуки. Чтобы звуки, производимые Вами, были похожи на
звуки, к которым привык носитель языка, Вы должны натренировать те самые
мышцы, которые натренированы у носителей языка, т.е. выработать навык
их молниеносного правильного напряжения и расслабления.
А как скоро вырабатывается навык?
Об этом знают психологи. В зависимости от способностей к
подражанию и обучению необходимо число повторений одного движения от 12
до 240. Космонавты тренируют одно и то же движение до 900 раз подряд.
(«Хотите помочь ребенку учиться успешно, легко, радостно?» Норма, СПб,
2004, с.5). Вот это, пожалуй, и будет той основной трудностью, которую
нам придется преодолеть. Но мы постараемся сделать так, чтобы это было
интересно.
Рисунки мышц и разных положений языка при говорении на
иностранном и русском языках Вы можете найти в любом учебнике по
фонетике изучаемого Вами языка.
Сравните рисунки положений языка при произнесении сходных звуков в двух языках.
Если двигаются не те мышцы, у иностранца возникает не тот слуховой образ и он не узнает слова родного языка. В немецком языке есть звук Knacklaut
, т.е. щелкающий звук, который произносится перед гласным в начале
слова и корня. Если его не произнести, второе слово будет восприниматься
как часть большого слова. Я сама была свидетелем того, как немец не мог
понять после пятикратного повторения, что имелось ввиду, когда перед
вторым словом этот звук не был произнесен: für alle немец восринял как одно слово füralle , но такого слова нет в немецком языке.
Во втором случае, когда Вы стараетесь понять
то, что Вам говорят, Ваше ухо улавливает слуховые образы, создаваемые
во время общения с иностранцем. Понимание речи прежде всего зависит от
умения узнать эти образы (их называют энграммами). Узнавание происходит
при сравнении того, что Вы слышите, с той энграммой, которая
отпечаталась в Вашей памяти в процессе учения. И если последняя
запечатлелась неправильно, Вы не узнаете знакомого слова и поэтому не поймете, что Вам говорят.
Вот, оказывается, когда зарождается проблема непонимания иностранной речи и неумения говорить.
Источник: http://subscribe.ru/archive/job.lang.samostoyatelno/200607/21121800.html |